История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Танская монументальная живопись

20.04.2012 г.

Изображение придворной дамы из гробницы принцессы ЮнтайЛучшими образцами танской монументальной живописи признаются картины из гробницы принцессы Юнтай, в которой они покрывают стены коридора (высота 198 см), погребальной камеры и прилегающих к ней помещений. Всего за несколько десятилетий изменилась техника стенописей. Как и в эпоху Хань, рисунки наносились красными контурными линиями с их последующей обводкой черной краской. Палитра красок неизмеримо возросла по сравнению со стенописями из гробницы Ли Шоу и стала включать в себя, кроме красного, синий, зеленый и коричневый цвета в различных их оттенках. По манере исполнения картины отчетливо подразделяются на две художественные серии. Стенописи, украшающие погребальную камеру и примыкающие к ней помещения, отличаются намеренной декоративностью и некоторой выспренностью: вереницы придворных дам, облаченных в яркие одеяния, замерли в ожидании своей госпожи.

Позы персонажей статичны, а их внешний облик передает определенный условный типаж (см. вклейку). Стенописи, расположенные в проходах, образуют самостоятельные композиционные фрагменты, каждый из которых воспроизводит живую и жизненную сценку: придворные дамы, наблюдающие за птичкой на цветущем кусте или играющие с собачкой. Все изображения выполнены в естественной и свободной манере, совпадающей со стилистикой собственно живописных произведений того времени на придворно-бытовые темы (тематическая разновидность жанра жэньу). Со станковой живописью стенописи из гробницы принцессы Юнтай сбли  жают и многие композиционно-художественные нюансы. Например, в картины погребальной камеры, как и в стенописях из гробницы Ли Шоу, введены изображения архитектурно-интерьерных деталей. Но теперь они превратились в композиционно значимый их элемент, став своего рода обрамлениями отдельных живописных сегментов, посредством которых они объединеняются в подобие целостного художественного полотна. В сюжетных сценках, подобно светским картинам, присутствуют пейзажные детали — растения, цветы. И наконец, в ряде случаев заметно стремление художника передать психологическое состояние персонажей (например, беззаботное веселье юных красавиц, развлекающихся с собачкой).

Обращает на себя внимание, что во всех вскрытых на сегодня танских захоронениях нет картин на историко-мифологические темы, «сцен в павильоне», выезда колесниц и тому подобных условно-детерминированных произведений. Указанные особенности стенописных произведений распространяются и на погребальные рельефы, в которых приоритетное положение также занимают сцены придворно-бытового характера, а сами изображения приобрели заметно большие — по сравнению не только с древним, но и северовэйским камнерезным искусством — естественность, пластичность и выразительность.

Самым показательным произведением танского погребального камнерезного искусства выступает саркофаг Ли Шоу, вся поверхность которого покрыта рельефными композициями. На его передней стенке воспроизведен вход в погребение со стражами и свитскими по бокам и фантастическими существами над ним. На трех остальных стенах изображены процессии служанок, каждая из которых держит тот или иной предмет, и оркестровых групп, состоящих исключительно из юных исполнительниц. Вторя сюжетам стенописных картин, эти сцены отличаются абсолютной исторической достоверностью и жизненной убедительностью.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Танская монументальная живопись   © ArtofEast.ru All rights reserved.