История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Традиция погребальных стенописей

20.04.2012 г.

Традиция погребальных стенописей на протяжении первой половины танской эпохи словно повторила свой эволюционный путь. Самым ранним ее образцом является единичная — в художественном оформлении всего захоронения — картина, выполненная в одной из сопутствующих гробниц комплекса Чжаолин, которая датируется 658 г. Имея размеры монументального панно (166 х 72 см), она воспроизводит один-единственный персонаж — танцовщицу, кружащуюся в танце (см. вклейку). Фигура танцовщицы выполнена черными контурными линиями, нанесенными на естественный фон, детали ее одеяния прорисованы красно-коричневой краской с зелеными вкраплениями (зеленая лента, обвивающая плечи).

Достаточно простая по технике исполнения и приближающаяся по данному показателю к ранним образцам ханьской погребальной живописи, эта картина тем не менее намного превосходит все известные ханьские и северовэйские произведения естественностью и экспрессивностью рисунка. Очевидно, что автор свободно владел приемами живописного письма и способами передачи человеческого тела в момент движения, что ранее было доступно только пластике. Такой эффект достигается им посредством передачи позы и деталей одежды — длинных развевающихся рукавов, разлетающейся в танце легкой юбки, извивающихся, словно летящих вокруг героини, лент. Не исключено, что подобные живость и динамичность, уникальные даже на фоне станковой живописи того времени, были обусловлены обращением анонимного художника к чужеземным произведениям: не случайно он показывает не китайскую, а иноземную исполнительницу. Невольно создается впечатление, что традиция погребальных стенописей будто очнулась от долговременного оцепенения, для чего ей понадобился импульс извне.

Но уже во второй половине VII в. стенописи заняли главное место в художественном оформлении погребений, распространившись на большую часть поверхности помещений, что наблюдается в гробнице Ли Шоу. Стенописями в ней покрыты три (северная, восточная и западная) стены погребальной камеры и стены ведущего к ней прохода, что совпадает с принципами их расположения в ханьских погребениях. Все картины имеют горизонтальную фризовую композицию и изображают процессии служанок, слуг и оркестровые группы. В стенописях из погребальной камеры воспроизведены в общей сложности 12 персонажей, часть которых — служанки с предметами столовой и бытовой утвари в руках, остальные — музыкантши. Фигуры и вспомогательные детали опять выполнены черной контурной линией. Одежда раскрашена в красный цвет с эпизодическими вкраплениями зеленого.

Персонажи показаны на фоне архитектурно-интерьерных деталей — колонн и балок, тоже окрашенных в красный цвет. Все предметы бытовой, столовой утвари и музыкальные инструменты детально прорисованы и полностью совпадают с имевшими в то время хождение реальными изделиями, о которых мы знаем благодаря подлинным артефактам. Как и в погребальной пластике, в этих стенописях нетрудно уловить отголоски обеих региональных художественных традиций. От стенописного искусства центральных регионов Китая они восприняли определенную статичность и условность, а от «южного» искусства — элегантность линий и тонкость рисунка.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Традиция погребальных стенописей   © ArtofEast.ru All rights reserved.