История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Творческая жизнь танской эпохи

24.04.2012 г.

Итак, творческая жизнь танской эпохи в равной мере подчинялась как общим для национальной художественной культуры закономерностям (активизация официального искусства и унификация региональных художественных традиций в период утверждения централизованной государственности), так и историко-политическим и культурным реалиям того времени. Вместе с тем она ознаменовалась дальнейшим развитием всех видов предметно-творческой деятельности, дальнейшим совершенствованием изобразительных методов и средств и разработкой новых стилистических вариантов, в которых нашли логическое продолжение творческие достижения предшествующих эпох.

Гибель Танской империи привела к очередной территориально-административной раздробленности страны — эпохе, в полном оригинальном названии которой («Пяти династий и десять царств») точно указывается число существовавших в то время государственных образований. Под «Пятью династиями» имеются в виду 5 государств, сменявших друг друга в регионе бассейна Хуанхэ: Позднее Лян (907-923), Позднее Тан (923-936), Позднее Цзинь (936-946), Позднее Хань (947-950) и Позднее Чжао (951960). Все они возникли в результате дворцовых переворотов, а их основателями были военные лидеры, причем нередко выходцы из некитайских по происхождению семейств.

«Десять царств» — царства, возникшие и почти одновременно существовавшие в юго-западных, южных и юго-восточных районах страны: Раннее Тан и Позднее Шу (907-965) — в Сычуани, У (902-937) и Позднее Тан (937975) — в нижней части бассейна Янцзы (пров. Цзянсу), Чу (927-951) — в Хунани, Южное Пин — в Хубэй, У-Юэ (909-945) — в Фуцзяни и Южное Хань (917-971) — в Гуандуне. Почти все они были основаны главами областей, преимущественно выходцами из простонародной среды, выдвинувшимися во время восстания Хуан Чао и входившими в руководство повстанческой армии. Придя к власти, они старательно копировали принципы имперского правления и этикетное уложение танского двора, предполагавшее оказание августейшего покровительства творческой интеллигенции. Во многом благодаря этому творческая жизнь китайского общества не только не угасла (что было бы вполне ожидаемым в ситуации подобного социально-политического кризиса), а напротив, вступила в новую эволюционную стадию. Сказанное относится в первую очередь к художественной словесности и станковой живописи. Именно во второй половине X в. обозначились или зародились, как мы увидим далее, многие ведущие для последующего китайского живописного искусства жанровые и тематические направления.

Подчиняясь все тем же общим для китайского художественного творчества закономерностям, оживились региональные художественные традиции, из которых громче всего заявило о себе искусство юго-запада и юго-востока. Правители обоих располагавшихся там царств — Позднее Шу и Позднее Тан — предприняли немало усилий для того, чтобы превратить свой двор в центр интеллектуальной творческой деятельности местного общества. Особое внимание в данном случае обычно уделяется последнему государю Позднего Тан — Ли Юю (937-978), еще при жизни снискавшему себе репутацию самобытного поэта, художника и каллиграфа, а также великолепного знатока и ценителя искусства, щедрого мецената.

О состоянии художественной жизни на юго-западе мы можем судить и по археологическим материалам. Пример — одно из сычуаньских захоронений (вторая половина 80-х гг. прошлого века), которое оказалось украшенным керамическими рельефными плитами. На них воспроизводится ландшафтный вид, близкий по стилистике к живописному.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Творческая жизнь танской эпохи   © ArtofEast.ru All rights reserved.