История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
Купить книги Макс Фрай купить книги Макс Фрай.

Захоронения танской эпохи

18.04.2012 г.
Скульптуры зодиакальных животных

Все захоронения, относящиеся к первой половине танской эпохи, имеют однотипную планировку (длинный коридор с отходящими от него помещениями) и содержат в себе внушительное число как погребальной пластики, так и натуральных изделий — украшений и личных вещей усопших. Так, в гробнице принцессы Юнтай (несмотря на то, что она была разграблена) обнаружили 1300 артефактов, включая золотые, серебряные и нефритовые предметы. Что касается погребальной пластики, то она, вне всякого сомнения, является преемницей скульптуры эпохи Шести династий, в обоих ее стилистических вариантах — «южном» и «северном». Однако ее состав и художественные трактовки заметно изменились.

Практически полностью исчезли модели зданий, плит, колодцев и прочих предметов. Из зооморфных изображений на первый план вышли скульптуры коней и верблюдов, последние обычно дополнялись изображениями чужеземных купцов (см. вклейку). Фигуры людей отличаются реалистичностью, живостью и исторической достоверностью. Трудно избавиться от ощущения, что многие из них являются портретами реальных людей — настолько точно и убедительно передаются приметы их внешнего облика и индивидуальность персонажей. Перед нами предстают то благонравная пожилая дама, преисполненная гордости, то ветреная красавица, одетая по новейшей моде, то юная служанка, с подобострастием взирающая на свою госпожу, то самодовольный чиновник или бравый вояка.

Позы персонажей тоже стали гораздо более раскрепощенными. Особыми художественными достоинствами обладают скульптуры животных и людей, выполненные в новой для того времени керамической технике — так называемой «трехцветной поливной керамике», которая, благодаря своему качеству, позволяла исполнять предельно изящные, несмотря на их размеры (до 1 м в высоту), и тонко сформированные изваяния. Красочное глазурное покрытие придавало им дополнительный декоративный эффект.

Насколько далеко танская погребальная пластика отошла от иконографических условностей, диктуемых природой культового искусства, хорошо видно и на примере изображений фантастических существ — тех же «стражей могил», образы которых она унаследовала от северовэйского культового художественного творчества. Тела и позы этих чудовищ все настойчивее стали уподобляться обыкновенной собаке, а морды — обретать черты человеческого лица, в некоторых случаях даже улыбающегося. Особый интерес в свете сказанного вызывает набор статуэток (высота 18 см),  которые представляют зодиакальных животных. Их зооморфную сущность выдают только головы, тогда как их фигуры, позы, одеяния оказываются абсолютно человеческими. Аналогичную трансформацию претерпела и погребальная пластика, создаваемая в периферийных районах, что указывает на очередной виток унификации региональных художественных традиций.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.) arrow Захоронения танской эпохи   © ArtofEast.ru All rights reserved.