История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Ассирийское искусство в великолепии дворцов

02.07.2010 г.

Великолепием царских дворцов, по существу, и ограничивается ассирийское искусство. Судя по памятникам глиптики и мелкой пластике, для народных верований была особенно характерна демонология. Об этом свидетельствуют образки-амулеты с изображением духов: устрашающего вида злого демона Ламашту. духов разных болезней и т. д. Много их встречается и на резных печатях наряду с добрыми гениями-хранителями, часто крылатыми. Если в конце III — начале II тыс. искусство терракотовых рельефов в южном Двуречье, связанное с местными народными религиозными традициями, значительно превосходит искусство официальное, то в Ассирии I тыс. мы наблюдаем обратную картину: придворное и каноническое искусство развивается творческими поисками художников и поддерживается на высоком профессиональном уровне, а массовое производство низводится до ремесленного состояния. Это и понятно.

Какой бы исторически ранней не оказалась художественная профессионализация, в Шумере и Вавилоне художественное ремесло еще носило массовый неспецифический характер и в большей мере зависело от искренности питающих его эмоций - в данном случае мифологическо-религиозного восприятия, — нежели от профессиональной выучки мастера. Ассирийская держава, создав армию профессионалов высокого класса, работающих исключительно на царский двор, оставила массовое производство ремесленникам более низкого уровня. Именно поэтому влияние ассирийского искусства органичивается сравнительно узкой сферой придворного круга, и в тех странах, где существовали собственные народные художественно-ремесленные традиции, питаемые религиозными верованиями, его влияние было поверхностным. Это хорошо прослеживается в искусстве стран первой половины I тыс. до н. э., чьи судьбы так или иначе оказались связанными с Ассирией: княжествах се-верной Сирии (так называемая Хеттская Сирия), державах Центральной Малой Азии и особенно Урарту. После разгрома хеттской державы в Юго-Западной Анатолии, горах Тавра и Северной Сирии образовался ряд мелких княжеств, наиболее значительными из которых были Самаал (Зенджерли), Каркемыш, Мелид (Малатья?), Мараш.

Как уже говорилось, искусство названных княжеств конца II - начала Iтыс., тесно связанное с хеттским, оказало непосредственное влияние на раннеассирийское искусство. Памятники этого периода - около 1050-850 годов до н. э. — исследователи относят обычно к так называемому «традиционному стилю». Это - база колонны со львами из Таяната, статуи бога-громовика из Каркемыша, сидящей богини из Телль-Халафа и др. Они поражают массивностью и устрашающей тяжеловесностью. Начиная примерно со второй половины IX века и до начала VII века эти княжества, периодически зависящие от ассирийской державы, отдают дань имперской моде - фигуры делаются более стройными и пропорциональными, появляются военно-исторические фризы-рельефы в ассирийской манере; так, царь, данник Ашшурнацирапала, Асадурас(ок. 840г. до н. э.) просто копировал рельефы своего «сюзерена».

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство времени "Великих империй" arrow Ассирийское искусство в великолепии дворцов   © ArtofEast.ru All rights reserved.