История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Дворцовый комплекс Дур-Шаррукин

02.07.2010 г.

Дворцовый участок в Дур-Шаррукине занимал площадь в 10 га при общей площади города в 18 га и был возведен на платформе высотой 14 м. К платформе с двух сторон вели пандусы, по которым могли въезжать колесницы и всадники. Всего во дворце было вскрыто около двухсот помещений — жилые покои царя и его гарема, парадные комнаты, отделанные с большой роскошью, и целая сеть хозяйственных построек. По сторонам от входов во дворец стояли гигантские статуи крылатых быков, которые нередко служили опорами арок. Обычно такие статуи - это могли быть и крылатые львы с человеческими головами и животным торсом - помещались по сторонам арочных проемов большинства ассирийских дворцов. Статуи, достигавшие более пяти с половиной метров в высоту, являлись добрыми духами-хранителями «шеду». В IX— начале VIII века они были пятиногими: добавочная пятая нога создавала иллюзию шага животного по направлению к зрителю. Одновременно сохранялось правило фронтальности изображения: зритель видел статую либо только в фас, либо только в профиль.

Во внутренних покоях были вскрыты остатки панели из цветных глазурованных кирпичей и следы стенных росписей. Помещения оказались узкими, длинными и высокими, балочные покрытия делались из кедра, нижние части стен парадных зал облицовывались длинными рельефными фризами, все отдельные части дворца оформлялись симметрично, хотя его собственное расположение в цитадели и было асимметричным. Зависимость от архитектуры ощущается почти в каждом скульптурном памятнике. Круглой скульптуры дошло до нас немного. Ассирийская статуя большей частью производит впечатление небольшой колонны, декоративно изукрашенной, настолько густо покрыта она мелким рельефом. Очень тщательно прорабатываются детали одежды — складки, вышивки. Иногда изваяние снабжается надписью. Таковы статуи Ашшурнацирапала (883-859), Салманасара III (859-827) и других царей.

Сохранились и немногочисленные образцы стенных росписей. Наиболее примечательны росписи во дворце провинциального наместника в Телль-Барсибе в северной Месопотамии. Тонкая графическая манера батальных сцен и живописная деко-ративность панно с изображениями животных, заставляющая вспомнить о стойких северомесопотамских традициях, воплощенных в керамике и глиптике, делают телль-барсибские росписи одним из интереснейших памятников ассирийского искусства. Провинциальность телль-барсибского дворца, видимо, сказывалась в том, что он был всего лишь расписан, но не украшен ни каменными рельефами, ни панно из слоновой кости. Дворец Ашшур-нацирапала в Нимруде, как показали Раскопки, поражал богатством материалов и роскошью отделки. Резными вставками из слоновой кости украшались не только троны, ложа, столы и кресла — целые помещения были покрыты пластинками из этого драгоценного материала. Многофигурные композиции с изображениями мифологических, жанровых и батальных сцен несут в себе черты египетского, сирийского, эгейского и хурритского стиля и выдают умелую руку их создателей — финикийских мастеров. Даже те сцены, которые мы могли бы назвать чисто ассирийскими хотя бы по сюжетам, - они копируют сюжеты каменных рельефных фризов — выполнялись не ассирийскими мастерами: на оборотной стороне многих пластинок есть финикийские подписи.

То же относится и ко многим другим видам прикладных искусств: чужеземные мастера со своим опытом и своими традициями старались приспособиться к ассирийским вкусам и модам. Так, например, литье и гравировку по металлу выполняли, главным образом, финикийцы и урарты. Этим отчасти можно объяснить удивительное мастерство ассирийского искусства, особенно ярко и массово проявленное в резьбе по камню уже в IX веке до н. э., в начале сколачивания империи времени первых жестоких победоносных походов Ашшурнацира-пала. В одном только его дворце каменные рельефы занимали несколько гектаров площади. А до нас дошли рельефы во дворцах Сал-манасара III (859-827), Тиглатпала-сара III (746-727), Саргона II (722-705), Синаххериба (705-681), Асар-гадона (681-668) и Ашшурбанапала (668-626).

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство времени "Великих империй" arrow Дворцовый комплекс Дур-Шаррукин   © ArtofEast.ru All rights reserved.