История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Искусства Урарту и Фригии

02.07.2010 г.

Если архитектурные памятники Урарту и Фригии обнаруживают значительные родственные черты, то в изобразительном искусстве — круглой скульптуре, керамике, мелкой пластике — родство почти не ощутимо. На Анатолийском, Армянском и Иранском нагорьях, где долины замкнуты и разделены горными склонами, покрытыми густыми лесами, и сама природа способствовала разъединенной жизни людей, именно архитектура и должна была долее всего сохранять свой облик, свидетельствуя, быть может, о каких-то общих традициях.

Многие же виды изобразительного искусства могли оказаться просто неразвитыми, потому что в I тыс. мы в большинстве случаев имеем дело с обществами, где переход от первобытнообщинного строя и от кочевья к оседлости совершался совсем в иных условиях, нежели в III—II тыс. до н. э. В век развитой бронзы и в начальный период освоения железа при опосредованном, а то и прямом знакомстве с более древними и традиционными культурами(обмен, торговля, войны) переход от так называемого «варварства» к цивилизации совершался гораздо быстрее, но часто носил более поверхностный характер. Поэтому и механизм восприятия и заимствования чужеродного искусства в культурах I тыс. не таков, как это наблюдалось, скажем, в памятниках II тыс. в финикийском искусстве, где заимствование основывалось на широком кругозоре и собственной культурной традиции, в результате чего возникло эклектическое, но совершенное прикладное искусство, ибо эклектика часто предполагает соединение высокоэрудированной культуры и собственного мастерства.

До греческого завоевания памятникам большинства культур I тыс. не хватает либо того, либо другого. От крупной пластики Фригии до нас дошли лишь плохо сохранившиеся наскальные рельефы в Аладже-Гуюке, Асланкае, Буюк-Асланташе, ортостаты из Анкары и некоторые другие памятники. Все они стилистически настолько близки позднехеттской пластике, что можно предположить, будто они вышли из мастерских местных ваятелей. Совершенно иное впечатление производит скульптурная группа, обнаруженная в 1957 году возле Богазкёя, во фригийских слоях. Размером менее полутора метров, из мягкого известняка, группа состояла из трех человеческих фигур на общем постаменте: двух маленьких полуобнаженных мужских фигурок с музыкальными инструментами в руках (может быть, детских) и более крупной женской фигуры 7 в высокой «фригийской» шапке-тиаре. Исследователи датируют группу концом VII — началом VI века до н. э. и относят ее к произведениям зрелого, чисто фригийского искусства, отмечая при явной самобытности памятника черты восточной греческой архаики, что проявляется в манере трактовки складчатой юбки и в очертаниях рта. Поражает поза фигуры, верхняя часть тела которой обнажена: она сжимает груди, как это делают обнаженные и полуобнаженные богини на поздних старовавилонских, обычно северного происхождения, и хурритских печатях.

Застывшая, близкая к так называемой «архаической улыбке», улыбка встречалась также на лицах месопотамских скульптур, преимущественно из Мари. Гораздо более многочисленны и показательны памятники расписной и монохромной керамики, а также очень распространенные в малоазийском искусстве I тыс. глазурованные цветные кирпичи. Поливные изразцы с изображениями на них — характернейшая черта наружного архитектурного убранства малоазиатских зданий. Изображения на кирпичах врезаны очень плоским рельефом и раскрашены. Обычно фриз из таких кирпичей шел широкой полосой под крышей (предтеча антаблемента), обрамляя фасад здания. Подобные фризы обнаружены в Пазарли, в Сардах, в Алакане (у Самсуна), по всей Малой Азии, но не найдены в Урарту. На многочисленных изразцах из Пазарли изображены идущие львы, быки, каменные козлы перед «древом жизни», грифоны, кентавры (последние, как указал Фуртвенглер, по происхождению ионийские и оттуда перешли в искусство восточной Греции8), геометрический орнамент и шеренги вооруженных воинов, по манере изображения движения напоминающие микенские.

Одежда и форма шлемов также похожа на греческие, но, вместе с тем. и на одеяния воинов на поздних сиро-хеттских рельефах из Каркемыша, а также Ликии и Карий. Если верить утверждению самих греков, что они переняли вооружение своих гоплитов от карийских воинов, то путь заимствований не вызывает сомнений. То же относится и к керамике, хотя тут, вероятно, можно проследить и направление, развивавшееся явно под влиянием ранне-греческого искусства: наряду с формами и мотивами, заставляющими вспомнить о местной каппадокий-ской керамике, много изделий крито-микенского и архаическо-греческого типа. Однако невозможно утверждать, что фригийское искусство, особенно керамика, развивалось исключительно под влиянием Греции, как это делают некоторые исследователи.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство времени "Великих империй" arrow Искусства Урарту и Фригии   © ArtofEast.ru All rights reserved.