История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Истоки ассирийских искусств

02.07.2010 г.

Немногие известные нам памятники раннего ассирийского искусства XIV-XIII веков до н. э. не позволяют сделать какие-либо определенные выводы о его характере, хотя и обнаруживают своеобразные черты: свободное и правильное расположение фигур на плоскости, замена изображения божества его символом, уверенная моделировка фигур, своеобразная повествовательность изображений (ранняя глиптика, обломок диска из Ашшура, алтари Тукульти-Нинурты I). Однако искусство Ассирии уже этого периода носит на себе отпечаток эклектичности: так называемый «разбитый обелиск» Адад-Нирари II выполнен под явным влиянием египетского искусства, фигуры богинь на алтарике из Ашшура — вавилонские и даже композиции IX века, времени Ашшурнацирапала - выдают следы позднехеттского искусства.

Однако такое характерное для II тыс. явление, как развитие искусства под впечатлением и в непсредственном окружении других культур, только частично объясняет феномен ассирийского искусства первой половины I тыс. до н. э. — искусства абсолютного мастерства художников и совершенства трафаретов, искусства, пожалуй, наиболее эклектичного, но одновременно и наиболее самобытного по той наивной уверенности, с какой оно использовало приобретенное у других, и по той могучей силе, с какой оно воплощало свои замыслы и осуществляло свои цели. Монументальное искусство Ассирии времени ее расцвета было первым из переднеазиатских искусств, с которым познакомили в середине XIX века Европу раскопки Лэйярда и Ботта — обстоятельство, крайне благоприятное для развития переднеазиатской археологии, но очень невыгодное для самого ассирийского искусства. Только многочисленность памятников официального придворного искусства спасла их от неосторожности науки, делающей свои первые шаги.

Поиски легендарной библейской Ниневии позволили обнаружить и раскопать на холме Хорсабад огромный дворец-крепость Саргона II (722-705 гг. до н. э.), а также его Царскую резиденцию Дур-Шаррукин. Последующие раскопки все-таки открыли Ниневию, а также Кальху, Ашшур. Телль-Барсиб. Кар-Тукульти-Нинурта и другие города — Резиденции царей или царских наместников. Почти каждый ассирийский правитель предпочитал строить собственную укрепленную столицу. По ним можно составить представление о характере архитектуры и городской планировки Ассирии начала I тыс. до н. э. Почти все города представляли собой крепости, обнесенные массивной стеной и рвом. Стены и городские ворота фланкировались многими башнями. Некоторые города были уже строго распланированы -Кар-Тукульти-Нинурта, Дур-Шаррукин, частично и Ниневия.

В архитектуре ощущаются следы хурритско-малоазиатского влияния и влияния Южного Двуречья. Так, частные дома строились из сырцо-вого кирпича, с плоскими крышами, в храмовой архитектуре большую роль играл зиккурат, обычно семиэтажный и более легких пропорций, чем массивные южные храмы. Кроме зиккуратов существовали и нижние храмы, также в основном повторявшие очертания южных храмов Двуречья. Существенным в планировке было стремление строить зиккурат так, чтобы в отличие от храмов южного Двуречья он не занимал центрального места в общей композиции и не доминировал над царским дворцом. Дворцы, а часто и храмы строились и по типу хеттско-хурритского бит-хилани. В Дур-Шаррукине были вскрыты оба типа храмов - зиккурат и бит-хилани. Собственно ассирийским в архитектуре Ассирии, пожалуй, следует признать тип укрепленного дворца, дворца-цитадели, который лучше всего представлен дворцом Саргона II.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство времени "Великих империй" arrow Истоки ассирийских искусств   © ArtofEast.ru All rights reserved.