История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Мастерство ассирийских художников

02.07.2010 г.

Проблема расположения фигур и предметов в пространстве становится главной для ассирийских художников; они создают впечатление пространства, не соблюдая и даже вовсе не зная законов перспективы, путем умелой компоновки. Горизонтальная членящая полоса на рельефах постепенно переходит в волнистую или острую линию, создавая как бы два плана. На рельефе Тиглатпаласара III крепость выступает над нижней полосой изображений - вереница ослиных повозок создает передний план, а крепость таким образом перемещается на задний план. Особенно удачно пользуются этим приемом художники Саргона II и Синаххериба. На рельефе Саргона сцена охоты в лесу показана с точки зрения человека, находящегося в этом лесу. Любопытно, что в то же время художники отказываются здесь от изображения преувеличенной мускулатуры - фигуры воинов в сценах битвы прорабатываются более объемно и приближаются к нормальным пропорциям человека.

Еще дальше идут художники времени Синаххериба, — заменяют поярусные фризы свободным расположением фигур в пространстве, проецируют их на пейзаж. Это сцены битв в камышовых зарослях, в лесу на фоне гор, передвижения войск. Одновременно расширяется и тематика: появляются сцены жизни военного лагеря и уже подлинно бытовые, вроде перевозки статуи огромного крылатого быка. Композиционные задачи, которые вынуждены при этом решать художники, очень сложны, так как на огромной площади нужно размещать по нескольку сотен фигур и часто в необычных для древневосточного искусства случайных ракурсах. При этом постоянно приходилось использовать наблюдения над естественным положением человека в той или иной позе. Однако стремление передать действительность в приближенном к реальности виде было обречено на неудачу, ибо построить подлинно «натуральную» композицию без глубокого понимания законов воздушной перспективы было невозможно. Поэтому все виртуозные композиционные ухищрения ассирийских художников были напрасны.

Так, на одном из рельефов во дворце Синаххериба, в сцене штурма крепости, люди, поднимающиеся по штурмовой лестнице, изображены под таким углом, что они неминуемо повалятся назад. Так же «заваливаются», но уже вперед, спускающиеся с горы всадники, что, впрочем, почти не ощущается, настолько живо они изображены и так искусно рассчитано соотношение отдельных элементов композиции - река, горы, движущиеся фигуры. Художники времени Ашшурбанапала отказываются от скопления большого количества фигур, нетрадиционных поз и ракурсов и возвращаются к апробированной построчной повествовательной композиции. Искусство этого периода — заключительная фаза ассирийского искусства — являет нам наивысшие достижения в резьбе каменных рельефов. В это время создаются замкнутые геральдические композиции, без того, чтобы эта замкнутость подчеркнуто бросалась в глаза, что как нельзя более совпадает с идейной нагрузкой ассирийского искусства.

Если изображаемые персонажи находятся в движении, то эти движения явственно ощущаются, хотя позы и положение частей тела отдельных фигур почти те же самые, что и на рельефах Ашшурнацирапала. Более того, изображения кажутся индивидуализированными, хотя художник руководствуется теми же каноническими правилами. Преодолена боязнь пустоты. Основные эффекты достигаются смелым расположением фигур в свободном пространстве. Рельефы Ашшурбанапала не загромождены, действующие лица как бы окружены воздухом и от этого кажутся жизненными. Другая художественная удача мастеров — великолепное изображение животных. Традиции в передаче представителей животного мира в ассирийском искусстве очень длительные и стойкие, и мастера периода Ашшурбанапала доводят их до предела совершенства. Все свое стремление к точному воспроизведению, весь опыт своих наблюдений они вкладывают в образы животных, наделяя их даже индивидуальностью; каждое животное имеет свою образную характеристику: парадно манерны лошади, рабски злы псы, а в изображениях главных героев этих сцен — львов — можно найти разнообразнейшие тончайшие нюансы, от ощущения своего могущества до чувства бессильной ярости и страдания от ран.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство времени "Великих империй" arrow Мастерство ассирийских художников   © ArtofEast.ru All rights reserved.