История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Памятники урартского изобразительного искусства

02.07.2010 г.

Памятников урартского изобразительного искусства до нас дошло немного; к ним относятся несколько металлических и глиняных статуэток, сильно поврежденная каменная культовая статуя, остатки монументального раскрашенного каменного рельефа из Адильджеваза, настенные росписи храмового помещения на Аринберде, обломки каменных рельефных фризов, пастовые и каменные печати и в большом количестве памятники металлопластики — бронзовая посуда (котлы, чаши), детали мебели, украшения, вооружение.

Принято считать, что на урартское искусство сильное влияние оказало искусство ассирийское. Действительно, в основе многих мотивов, как, например, орлиноголовые крылатые гении перед священным деревом или сцены на печатях, так же как и в трактовке многих фигур — быков, львов, людей — лежат ассирийские трафареты и ассирийские каноны пропорций. Многие орнаменты и гамма красок для росписей, как показывают росписи храма на Аринберде, видимо, также ассирийского происхождения (безусловно, урарты заимствовали у ассирийцев вооружение, образцы которого в таком большом количестве были обнаружены на Кармир-Блуре). Но все это— образцы прикладного искусства, копировавшегося под влиянием господствующей моды, или предметы, относящиеся к военной сфере — области, где Ассирия не знала себе равных.

Знакомство с архитектурными памятниками показало, насколько своеобразными путями развивалось урартское строительство. Заимствовование у ассирийцев распространялось лишь на строительство крепостей - области чисто военной. Сами ассирийцы восхищались урартами как необыкновенно искусными металлургами. Если бы до нас дошла только подробная опись имущества (с детальнейшим перечислением и описанием всех котлов и кастрюль, культовой утвари, металлических статуй), захваченного в Мусасире и перечисленного в отчете-реляции Саргона II богу Ашшуру, и то можно было бы составить представление о Развитии художественной металлургии в Урарту. Нам известна техника изготовления урартами бронзовых изделий, в которой каждый предмет становился индивидуальным произведением искусства, ибо модель при отливке уничтожалась. Многие фигуры покрывались чеканкой, а сверху - тонким наколоченным золотым листом, повторявшим узор чеканки. Для лица оставлялось отверстие, куда вставлялось выточенное обычно из белого камня лицо с инкрустированными глазами.

Дошли до нас преимущественно фигурки крылатых грифонов и божеств, стоящих на львах или быках — по-видимому, детали тронов. Фигурки эти оставляют двойственное впечатление, ибо сочетают грубоватую, лишенную изящества форму предмета с удивительно тонким филигранным узором чеканки, его покрывавшей. И если общий облик фигурки дан обобщенно, угловато, грубо, то в узоре чеканкой ничего не упущено — проработано каждое перышко, каждый мельчайший завиток, каждая складочка на одежде. Тончайший узор, покрывающий, словно вышивка, тела фигурок, казался для мастера важнее и значительнее, чем сам предмет, который в конечном счете оказывается фоном для этого узора. В нем прослеживается стойкая традиция. На бронзовых поясах из Кармир-Блура мы снова сталкиваемся с вариантами хурритской «плетенки»; в форме «плетенки» проработаны также локоны надо лбом сфинкса из Топрах-Кале и завитки шерсти на теле крылатых грифонов. Сама форма грифонов восходит к изображениям на хурритских печатях, ибо при всей своей объемности воспринимается как сумма нескольких плоскостных изображений. Мастер, освоивший расположение фигуры на плоскости, не смог создать целостно-объемного представления о ней и восполнил этот недостаток воспроизведением привычного ему узора-вышивки.

Преследующие ту же, что и в ассирийском искусстве, цель - создание парадного впечатления, эти узоры восходят к местным народным традициям, идущим еще из II тыс. до н. э. И видимо, орнаментальность урартского искусства, которую подчеркивают все исследователи, уходит корнями в искусство хурритов, а не в ассирийскую орнаментику. Связь с ассирийским искусством оказывается гораздо поверхностнее, чем это может показаться на первый взгляд.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство времени "Великих империй" arrow Памятники урартского изобразительного искусства   © ArtofEast.ru All rights reserved.