История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Проявление канона в искусстве Ассирии

02.07.2010 г.

Следовательно, в искусстве Ассирии в I тыс. до н. э. появляется жесткий канон. Канон этот не религиозен, как нерелигиозно было все официальное ассирийское искусство, и в этом принципиальное отличие ассирийских памятников от памятников предшествующего времени. Он и не антропометричен, как античный канон, который исходил из человеческого тела как единицы измерения. Его, скорее, можно назвать каноном идеалистско-идеологическим, ибо он исходил из представления об идеальном владыке, воплощенного в образе могучего мужа.

Попытки создать идеальный образ могучего повелителя встречались уже и раньше, в аккадском искусстве и в период III династии Ура. но они не воплощались столь последовательно и законченно и не были так оторваны от религии, как в Ассирии. Ассирийское искусство было чисто придворным искусством, и, когда погибла асси-рийская держава, оно исчезло. Именно канон явился тем организующим началом, благодаря которому ассирийское искусство достигло такого небывалого совершенства. Образ царя становится в нем моделью и образцом для подражания, он создается всеми возможными средствами: чисто изобразительными — облик физически совершенного, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве — отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям убранства; живописно-повествовательными — когда и в искусстве, и в литературе выделяются темы, восхваляющие воинскую мощь страны и ее создателя, «владыки всех стран»; описательными - в виде анналов ассирийских царей, славящих их подвиги.

Некоторые описания в ассирийских анналах производят впечатление подписей под изображениями, более того - тексты царских надписей с рассказами о царских боевых подвигах помещаются прямо на рельефах, пересекая изображение правителя, что при стандартизованном, лишенном всякой индивидуальности изображении было весьма существенно и являлось дополнительным орнаментоподобным украшением плоскости рельефа. Становление канона и выработка твердых правил при изображении Царской персоны, равно как и идеологическая тенденциозность всего придворного искусства способствовали сохранению высоких художественных норм при ремесленном воспроизведении образцов и не сковывало творческих возможностей художников-мастеров, когда речь шла не о царской персоне. Это видно по той свободе, с которой ассирийские художники экспериментируют в области композиции и в изображениях животных. От II тыс., в частности от хурритов, ассирийские художники получили в наследство орнаментализированную композицию с густо заполненным пространством. Боязнь пустого пространства явственно ощущается в рельефах времени Ашшурнацирапала II. Необходимость соединить это уже привычное качество с сюжетом, придать ему смысл, сделать изображение повествовательным выбивает из-под ног художника почву: люди и здания оказываются одного роста, фигуры как бы застывают на месте, застревают среди множества других фигур; общее впечатление от этих рельефов по-прежнему орнаментальное, что подчеркивается замыкающими горизонтальными полосами. Но уже на одном рельефе мы видим попытку дать как бы двухплановое изображение - это сцена победоносного возвращения колесниц, проходящих под стенами крепости; создается видимость заднего плана и ощущение пространства.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство времени "Великих империй" arrow Проявление канона в искусстве Ассирии   © ArtofEast.ru All rights reserved.