История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Рельефы ассирийского искусства

02.07.2010 г.

Все это создает представление о колоссальных художественных мастерских, где работают армии искусных ремесленников, владеющих необычайно совершенной техникой и имеющих хорошую традиционную школу и выучку. Однако ассирийские рельефы — не просто огромное количество великолепно обработанного камня, но и новый этап в развитии искусства Древнего Востока. Объяснять это явление одним только мастерством чужеземных художников невозможно.

Считается несомненным, что ассирийцы заимствовали манеру обцовывать здания массивными каменными резными плитами у хеттов северной Сирии. Даже сюжетно изображения на некоторых рельефах Ашшурнацирапала очень близки позднехеттским, например рельеф из Малатии - рельефу из Нимруда-Кальху. Однако ассирийцы не просто развили и усовершенствовали хеттские традиции. Они коренным образом изменили технику обработки камня. Вместо массивных каменных блоков с сюжетно несвязанными сценами, помещенными с наружной стороны зданий, в ассирийских дворцах появляются многорядные рельефные полосы, вырезанные на сравнительно тонких плитах, которыми были облицованы внутренние стены дворцовых зал, выложенные из сырцового кирпича. Мосульский алебастр (разновидность мрамора), хрупкий и ломкий, требовал гораздо большей тонкости в обработке, нежели малоазиатские породы, и вряд ли малоазиатские мастера, привыкшие к работе более грубой и примитивной, были исполнителями первых рельефов, тонкая резьба которых больше напоминает резьбу по слоновой кости или изображения в глиптике, чем хеттскую технику. Прекрасная ранняя ассирийская глиптика конца II- начала I тыс. позволяет предполагать, что и в самой Ассирии существовала традиция резьбы по камню, возможно среди хурритского населения, которое составляло значительную часть жителей Ассирии; особенно славились хурритские резчики, как мы помним, изображениями животных и крылатых фантастических существ.

Батальные и охотничьи сцены -основные сюжеты ассирийских рельефов — тоже не новая и вполне традиционная тема древневосточного искусства. Художники, работающие при ассирийском дворе, могли иметь представление и о фризах сиро-хеттского царя Катуваса (ок. IX в. до н. э.), передающих историко-военную тематику и об огромных батальных панно Рамсеса II в Фивах и Рамсеса III в Мединет-Абу. Были известны им и шумерские повествовательные композиции, правда, скорее, опосредованно, через вавилонян и хурритов. Однако ассирийские рельефы отчасти благодаря своим масштабам поражают полной подчиненностью одной идее, одной задаче - подчеркнуть и прославить величие героической могучей личности — «царя вселенной, Царя Ассирии». Охота и батальные сцены оказываются лишь средством рассказать об этом величии, продемонстрировать мужество и исключительность царской особы. Тщательная проработка поверхности, внимание к деталям - локоны прически и бороды, вышивка на одежде - увеличивают ощущение роскоши и парадности царского окружения, придают этому величию пышность и блеск. Впечатление это должно было усиливаться раскраской рельефов, которая в большинстве случаев не сохранилась. В противоположность тонкой проработке, почти гравировке деталей черты лица владыки выполнены в обобщенной скупой манере с подчеркиванием его физической мощи - тяжелые руки, вздутые мускулы на ногах, статуарная, величественная поза, даже если фигура показана в движении. Такое изображение - образец, которому должны следовать все исполнители.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство времени "Великих империй" arrow Рельефы ассирийского искусства   © ArtofEast.ru All rights reserved.