История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Стили малоазиатской архитектуры

02.07.2010 г.

О стиле малоазиатской архитектуры этого времени — сюда частично относится и Урарту — можно судить по целому ряду светских и культовых построек, по описаниям современников, в частности по анналам ассирийских царей, а также по сохранившимся изображениям. О планировке городов известно очень мало. Наиболее изучен так называемый «город Мидаса» в центре Малой Азии, неподалеку от Доганлу.

Город этот представлял собой открытое, лишенное защитных стен поселение со свободно раскиданными домами горожан и мощными крепостными сооружениями, расположенными на четырех холмах, окружавших город и включавших «лагерь Мидаса» — стратегически наиболее удобно по-мещенный укрепленный дворец. Ха-рактерные признаки планировки — умелое включение в план природного рельефа и использование для обороны скалистых отрогов и горных речек — уже встречались в Хаттусе и были отличительной чертой хеттского оборонительного строительства. Другие хеттско-хурритские строительные традиции, обусловленные рельефом местности, а также обилием камня и леса, проявляются в использовании скал и ущелий для гробниц и святилищ, которые раскиданы по всему обитаемому пространству Малой Азии и Армянского нагорья. Небольшие культовые святилища, обнаруженные во Фригии, представляли собой высеченную в скале открытую террасу с алтарем и жертвенником, куда ведет несколько ступеней. К этому же типу построек относятся и «дверь Мгера», «дверь Ащрута Ниша в Мазгерде и другие урартские памятники в горах между озерами Ван и Урмия. Наиболее значительные скальные гробницы обнаружены во Фригии (так называемая «ниша» или «дверь царя Мидаса» близ Доганлу), в Пафлагонии (гробница в Гамбаркайя) и в Ликии (гробницы в Мире и Пинаре). Многие из построек отражают особенности недошедшей до нас деревянной архитектуры. Сохранилось большое число и свободно стоящих гробниц, сооруженных в различной строительной технике — от тумулусов, каменных склепов с погребальной камерой и проходом -дромосом, близких микенским гробницам, до более поздних высоких конусообразных, пирамидовидных или даже башнеподобных сооружений (грандиозная гробница царя Алиата близ Сард, высотой в 69 м и диаметром 335 м, гробница Тантала около горы Сипил, где погребальная камера была перекрыта ложным сводом, и так называемый «монумент Гарпий» в Ксанфе, представляющий собой высеченную из скалы башню с плоской нависающей кровлей и ступенчатым основанием). Однако оформление фасадов многих гробниц обоих типов коренным образом отличается от древневосточных декоров, известных нам до начала I тыс. до н. э.

Так, на «двери Мидаса» воспроизведен фасад, завершенный треугольным фронтоном с акротерием и украшенный широкой лентой геометрического орнамента вокруг стены, в центре которой находилась ложная дверь. Изображение двускатной кровли, как считают исследователи, было связано с мегароном. На другой аналогичной гробнице из города Мидаса под треугольным тимпаном шел барельеф со стилизованным в ассирийском духе растительным орнаментом, как бы предвосхищающий появление античного антаблемента. То, что оформление фасада гробниц воспроизводило храмовые постройки, а возможно, и жилые дома, восходящие к деревянной архитектуре, подтверждается изображением на ассирийском рельефе знаменитого урартского храма бога Халди в Мусасире, а также до некоторой степени близкими этому изображению фригийскими постройками — одной в Пазарли и другой, расположенной неподалеку от Гордиона. Последняя, датируемая VI веком до н. э., по-видимому, также была храмом.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство времени "Великих империй" arrow Стили малоазиатской архитектуры   © ArtofEast.ru All rights reserved.