История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
у нас моторы дизельного типа ремонтируют профессионально

Восприятие урартского искусства

02.07.2010 г.

Поэтому превосходя ассирийцев в том, в чем оно имело собственную традицию, урартское искусство оказывается беспомощным, когда переходит на чуждый ему язык: образ человека-бога или человека-героя не мог найти раскрытия в нем, ибо не была воспринята идеологическая концепция, которая в ассирийском искусстве этот образ питала. Поэтому урартские изображения человека или антропоморфных божеств механически копируют уже найденные Древневосточным искусством формы, не одушевляя и не развивая их: поэтому и львы на урартских щитах шествуют как на прогулке, превращаясь в орнамент и теряя стремительность движения ассирийских прототипов. Вот почему урартское искусство с его прикладным орнаментальным характером оказалось легче всего воспринятым народами, находящимися на стадии развития духовной культуры приблизительно равного уровня и равных возможностей — ранними этрусками на западе и скифами на востоке (см. также главу «Искусство доахеменидского Ирана»).

Родственные урартским и этрусским, эти мотивы могли распространяться через Фригию: в районе Самсуна были обнаружены две гробницы, стенная живопись которых оказалась очень близка этрусской. Возможно, предположения о малоазиатском происхождении этрусков в дальнейшем подтвердятся новыми находками. Воспроизведенные в этрусских котлах урартские формы или сами эти котлы могли указывать только на торговые связи между обеими культурами и на ши-рокое признание прикладного искусства урартов. Гораздо больше говорит близость мотивов: на общность ручек бронзового котла из этрусской гробницы «ТотЬа Regolini Ga-lassi» с бронзовой ручкой котла с надписью Сардури, сына Аргишти, найденной на Кармир-Блуре, уже указывал Б. Б. Пиотровский. Знаменательно также воспроизведение удлиненных оскаленных морд львов на шлеме того же Сардури (а также и Аргишти), стилистически близкое ручкам котла, включенных в ассирийский орнамент, — они обрамляют орнаментальный фриз, представляющий перед «древом жизни» крылатых гениев и фигуры в шлемах.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство времени "Великих империй" arrow Восприятие урартского искусства   © ArtofEast.ru All rights reserved.