История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

История искусства Китая

Искусство Китая — это сплетение веков. Первое знакомство с ним состоялось в России еще в XVII в. благодаря изделиям, изредка доставляемым с Дальнего Востока. Со времен Петровской эпохи, когда были установлены постоянные и прямые российско-китайские торгово-дипломатические контакты, в российском обществе стал пробуждаться интерес к удивительному художественному творчеству своего великого соседа. Причем этот интерес всегда был обусловлен не только геополитическими факторами, но и потребностями национальной духовной культуры. История искусства Китая, его вклад в мировую сокровищницу несомненно привлечет внимание всех, кто любит мировую художественную культуру, кто дорожит отечественным искусством, кто интересуется взаимоотношением культур мира. Кроме того, в условиях интенсивно развивающихся и крепнущих межгосударственных связей Российской Федерации и КНР эти знания приобретают все более насущный прикладной характер. Знание искусства Китая становится крайне необходимым как специалистам, занимающимся фундаментальными проблемами истории мировой художественной культуры, так и работникам самых разных профессий, включая сотрудников туристических агентств или торговых фирм, которые нуждаются в возможно более полной и объективной информации о достопримечательностях самого Китая и его сувенирной и художественной экспортной продукции, которая стала оживленно поступать на отечественный рынок.

Между тем современный российский книжный фонд лишь частично располагает необходимой академической и познавательной литературой. Список имеющихся в настоящее время изданий по искусству Китая на первый взгляд весьма внушителен. В нем можно увидеть и сводные труды по истории искусства Китая, и научные сочинения — от монографий и диссертационных исследований до отдельных статей, посвященных различным аспектам и традициям художественной культуры этой страны. Разделы о китайском искусстве присутствуют также в изданиях по истории мировой культуры, в общих обзорах изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального искусства, архитектуры и т. д. В последние годы работы отечественных авторов существенно пополнились переводными изданиями.

И все же полнота имеющейся в распоряжении читателя литературы оказывается обманчивой как с теоретической, так и с фактологической точек зрения. Приходится с искренним сожалением констатировать, что она намного уступает мировому китаеведному искусствоведению и в количественном отношении, и по широте проблематики, и по насыщенности фактическими сведениями. Этот разрыв стал особенно очевиден в последние два-три десятилетия, когда в Китае и в других странах Дальневосточного региона (в Японии, на Тайване), а также в Европе и Америке было издано поистине гигантское число искусствоведческих исследовательских работ и альбомных изданий. Достаточно сказать, что в 1999 г. в Китае была выпущена серия из 15 томов, посвященная только истории местной керамики. Аналогичные, хотя и менее объемные, серийные издания существуют и в других видах декоративно-прикладного и изобразительного искусства Китая, а также художественном наследии отдельных исторических эпох.

Подобная активность изучения искусства Китая и мирового китаеведения объясняется многими причинами. Важнейшую роль здесь сыграли и многочисленные археологические открытия, особенно сделанные в заключительной трети прошлого века. Они заставили ученых не только по-новому взглянуть на происхождение отдельных художественных традиций и существенно уточнить многие детали их последующей эволюции, но и решительно пересмотреть принятые ранее гипотезы генезиса всей китайской цивилизации и схемы ее историко-культурного развития. Учитывая, что подавляющее большинство отечественных работ было издано или подготовлено к публикации еще в 70-80-е годы прошлого века, понятно, что ни эти археолого-худжественные материалы, ни теоретические новации мирового китаеведного искусствоведения не нашли в них отражения. Следовательно, они остаются неизвестными или в лучшем случае малознакомыми отечественному читателю. И наконец, нельзя не признать определенной тематической фрагментарности имеющейся на русском языке искусствоведческой литературы. Одни художественные традиции Китая получили в ней достаточно четкое и глубокое освещение, например архитектура, станковая живопись (в первую очередь, пейзажная), так называемая «простонародная картина» (няньхуа), фарфоровое и шелкоткацкое производство, мебельное дело, костюм, а также эстетическая мысль. Другие же темы искусства Китая оказываются только кратко обозначенными. Сказанное относится даже к таким основополагающим видам художественно-практической деятельности, как погребальное, культовое (даосское, буддийское) и садово-парковое искусство, бронзоделанье, камнерезное, косторезное, ювелирное и эмальерное дело (за исключением расписных эмалей), и лаковое производство. Еще одним диссонансом отечественной искусствоведческой литературы является преимущественное внимание к художественному творчеству Китая нескольких последних столетий, что объясняется, прежде всего, составом российских музейных коллекций. В силу целого ряда причин в них собраны преимущественно произведения декоративно-прикладного и живописного искусства, созданные в XVII-XIX вв.

 
 
Главная arrow История искусства Китая   © ArtofEast.ru All rights reserved.