Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Однородность видов керамики

01.07.2010 г.

Исследуя глазурованную керамику Мавераннахра, выделяя основные виды ее по внешним качествам, О. Г. Большаков свое внимание акцентирует на однородности этой керамики, как свидетельстве экономического единства Мавераннахра, породившего эту однородность. Отмечается однородность декорировки тех или иных типов и в пределах других областей—Хутталя, Ферганы, Хорезма. В Хуттале единство в декорировхе сопровождается технологическими особенностями. С другой стороны, ряд основных приемов в технологии изготовления изделий является общим не только для одной области (Хутталь), но и для многих ремесленных центров разных областей (Шаш, Хутталь, Хорезм) и связывается не только с определенными техническими принципами и требованиями к ремеслу того или иного периода, но и с производственно-экономическим единством среднеазиатских областей. Исследование автором керамического материала ряда различных ремесленных центров Средней Азии позволило выявить несколько общих положений в керамической технологии. Технологические приемы по обработке сырья во многом были общими, обусловленными производственными задачами (обработка глины, подбор отощителя, взаимосвязь его со связующей массой и т. д.) и потребительскими требованиями к готовым изделиям.

Несмотря на то, что не только мастера одного керамического центра, но и каждый мастер в отдельности имел свой «почерк» формовки, основные технические приемы изготовления изделий одного вида, возможности формующего инструмента были общими или, по крайней мере, сходными для всех районов Средней Азии. Одинаковые по качественному составу глазури, например, свинец-силикатные, были отмечены для всех изучаемых керамических комплексов. Для многих из них известны фрагменты с плотной глухой глазурью сходного состава (натрий-кальций-магний-свинец-олово-силикатная). Для керамики всех исследуемых комплексов широко использовались красители, приготовленные на глине. Общими были основные приемы изготовления коричневых, зеленых, красных, зелено-серых красок. Сходными были приемы нанесения орнамента, украшения изделий. Расстановка изделий в печи, средняя температура обжига, печной инвентарь были одинаковыми для многих производственных центров Средней Азии.

Таким образом, не останавливаясь специально на рассмотрении детальных признаков сходства и различия в орнаментальных мотивах, внешних качествах изделий, глазурях, красках, форме, мы отметим главное — общность, сходство ряда основных приемов в технологии керамического ремесла различных областей Средней Азии при сохранении местной самобытности и характерных особенностей для каждой из них. Такая общность является следствием и в то же время показателем тесных культурно-экономических связей между различными районами. Общими были и задачи, стоящие перед гончарами, задачи, поставленные потребителями феодального общества определенного периода, что и обеспечивало соответствующий уровень развития ремесла.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.