Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Причины высокого качества керамики

01.07.2010 г.

Высокое качество средневековых керамических изделий Средней Азии явилось результатом мастерства, богатого опыта, знаний ремесленников и экономическими возможностями, которыми они располагали в рамках феодального общества. Об этом свидетельствуют не только высокие декоративные и технические качества изделий, но и данные об ассортименте сосудов, изготовляемых одним ремесленником. К. Маркс указывает: «производительность труда зависит не только от виртуозности работника, но также и от совершенства его орудий». Некоторую характеристику орудий и производственно-экономической базы средневекового ремесленника дают археологические находки (мастерские, сдвоенные печи, керамические фрагменты, обнаруженные в определенном количестве и сочетании в мастерской или у гончарной печи), материалы средневековых источников (название различного вида печей, специальных приспособлений для поднятия температуры, ступки, терки, наборы, сит, название веществ, употребляемых в керамическом ремесле), данные исследования керамического материала, изделия, свидетельствующие о качестве формующего инструмента, широкое использование свинца, олова и других металлов.

Изучение фрагментов различных глазурованных и не глазурованных изделий определенной группы керамики, связанной, например, с одной мастерской, путем применения современных физических и химических методов исследования важно также для постановки ряда вопросов, имеющих отношение к общей производственно-экономической характеристике «ремесленной единицы» — одного ремесленника и одной мастерской. Для этой цели прекрасным материалом служат гончарные мастерские, раскопанные в средневековом Мерве, которые имели разные размеры и оборудование.

Мастерская Иноятона площадью 450 м2 объединяла 10 обжигательных гончарных печей, ряд производственных помещений и включала также помещение" для приготовления глины, склад для хранения готовой продукции и пр. Известна другая мервская мастерская, свыше 500 м2, с большим количеством помещений и гончарных печей.

Производственные возможности таких мастерских, соответственно были большие. Обычно трудилось несколько человек под руководством одного мастера. Основные технологические приемы в такой ма-стерской были едиными для всех исполнителей — и мастеров, и учеников, что, однако, не исключало разное качество готовых изделий, в частности — формовки. Поэтому изделия, отличные по качеству исполнения, могли иметь одинаковый характер глиняной массы, состав глазури и красок. Другим, обращающим на себя внимание фактом, является наличие в одной мастерской (например, Иноятона) различных по своему характеру изделий, поливных и неполивных, штампованных, что свидетельствует о разнообразном ассортименте их.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.