Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Развитие керамического ремесла

01.07.2010 г.

Рост феодальных городов, особенно интенсивный в период конца IX—XI вв., дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и более глубокое проникновение их в экономическую жизнь среднеазиатских областей, расширение внутренней и внешней торговли отразились и на характере керамического ремесла. Это сказалось, в частности, в росте количества самих изделий, в увеличении количества их форм, разнообразии качественных вариантов исполнения изделий одного и того же вида, например, чаш с полихромной росписью, более дешевых — для удовлетворения нужд бедного или среднего горожанина и более совершенных — для состоятельных жителей города. Керамические изделия все шире включались в торговый оборот. Это в свою очередь стимулировало, с одной стороны, улучшение качества изделий (керамические изделия Шаша, Афрасиаба, Мерва вывозились в другие города и области), с другой стороны,—рождало стремление более быстрого изготовления красивых и дорогих изделий при помощи форм. Стилизация же и повторение орнамента при украшении высококачественных неполивных изделий — факты, связываемые А. И. Терекожкиным, с упадком в керамическом ремесле, являются результатом сложного процесса роста и развития керамического ремесла.

Само развитие ремесла гончарных изделий оказывало определенное влияние на развитие товарно-денежных отношений. Введение в производство глазурованных изделий расширило сырьевую базу ремесленника. Отходы свинцового производства, обработанная свинцовая руда, свинцовый сурик и глет — являлись необходимыми частями свинцовой глазури. Мастера приобретали, очевидно, свинец на базаре, в лавках кузнеца. Другим компонентом был кварц. Иногда он заменялся кварцевым песком или даже обычным речным. Но для дорогих изделий кварц могли привозить издалека. Транспортировка кварца известна по этнографическим данным. Например, ташкентские мастера привозили кварцевый песок из местности Гышгкурлык (недалеко от города), для дорогих изделий — кварц (кумташ) из Аблыкских гор, «из селений» Невич и Наудак.

Различали кварц горный и речной. Что касается речного, то, согласно Е. М. Пещеревой, ему иногда отдавали предпочтение. Указывая, что гиждуванские мастера привозили кварц из степи или русла Зеравшана, Е. М. Пещерева пишет: «Речной камень считался лучшим, так как камень из степи дает менее блестящую поливу и требует больше топлива». Наряду с названными компонентами глазури — кварцем, свинцом, использовались олово, щелочи, магнезиальные породы, кальциты.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.