История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Анализ типов сооружений

24.09.2009 г.

В условиях, когда городские земли и строения стали быстро дробиться на отдельные мелкие владения и скупка их стала не под силу даже крупнейшим феодалам, нечего было и думать о какой бы то ни было генеральной схеме. И тем не менее каждый из старых городов приобретал свою определенно выраженную структуру с четко выявленными элементами планировочных и объемно-пространственных решений. Сущность их раскрывается на анализе отдельных типов сооружений и архитектурных школ; с ними мы и познакомимся на образцах дошедших до нас памятников.

Менее всего изучена жилищная архитектура, особенно в городах, где она была сметена более поздними постройками. Лишь археологические исследования позволяют заглянуть в ее прошлое. Основной массив жилых кварталов города составляли, видимо, небольшие владения; они отвечали условиям жизни феодального торгово-ремесленного города с его невероятной (не только на Востоке) теснотой и скученностью домов, двориков и лачуг. Базары, то есть торговые ряды, и ремесленные кварталы срослись воедино и составляли основную ткань всего организма города. Там, где раньше стояли группы замков, уцелевшие в черте города от старых времен, выросли сейчас новые большие дома-хоромы. Они сохраняли преемственность и связь с архитектурой феодальных кешков. Но времена менялись, а с ними изменялся и архитектурный облик выстроенных торговыми людьми покоев и палат.

Благодаря работам ЮТАКЭ они хорошо известны для Северного Хорасана. Типичными для XI—XII веков можно считать сырцовый дом к западу от Султан-калы и развалины загородного дома в Яккипере. Внешние формы этих зданий напоминают усеченную пирамиду. Здание квадратно в плане, возведено из сырца в два этажа, имеет по осям несколько выходов; в центре дома — обширный квадратный зал михманханы, возвышающийся в два этажа по высоте с крестообразно расположенными нишами; в углах — комнаты, коридоры, лестничные клетки.

Облик массивных полудомов-полузамков отвечал условиям городской жизни, в них исчезли элементы крепостной архитектуры (башенки, гофры), лицевые плоскости стен оживлены настенными арочками, нншками, карнизами и тягами из жженого кирпича. В Мавераннахре с этим типом жилищ можно сопоставить сырцовые здания древнего Термеза. Одно из них, безымянное, с нишками в интерьере — XII века 16 и ряд других, без мелких нишек,— второй половины XIII века.

Об интерьере жилых домов Мавераннахра в этот период можно судить по одной из комнат, вскрытых в процессе раскопок в старом Термезе. На полу выкладки из жженого кирпича образуют восьмиконечную звезду в окружении полигонов из квадратов и треугольников. В боковых третях кирпичный пол несколько проще. Интересно чередование плиток желтого и красного обжига; часть треугольных плиток у входа была покрыта голубой глазурью. «Паркетная» выкладка переходит и на нижнюю часть панели, образуя бордюр из чередующихся красных и желтых фигур.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.
 
 
Главная arrow История искусства arrow История в общих чертах arrow Анализ типов сооружений   © ArtofEast.ru All rights reserved.