История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Господство жженого кирпича

24.09.2009 г.

Полное господство жженого кирпича как стенового материала, служившего и для купольных перекрытий, дало толчок развитию новых типов мечети. Но решал не только кирпич. Сам по себе он не диктует новых архитектурных форм. Нужна была потребность в его применении и рожденная этой потребностью идея архитектурного сооружения, чтобы кирпич получил широкое распространение и конструкции из кирпича стали источником развития новых архитектурных форм. В сельской местности, где мечети были невелики, постройки из сырца вполне удовлетворяли потребности прихода. В крупных селениях и городах, где мечети были покрупнее и понаряднее и где появился жженый кирпич, возводились и новые типы зданий.

XI век был отмечен в архитектуре ислама купольными мечетями на кирпичных столбах. Здесь были четырехстолпные и многостолпные — одни продолжали следовать традициям прошлого, другие выделялись новизной. К первым принадлежит одиноко стоящая на старом городище в селении Хазара (Бухарский оазис) мечеть Диггаран. Она представляет собой кубический объем с центральным, на четырех круглых столбах куполом и серией окружающих его сводов. Стены, сложенные из сырца, имеют снаружи легкий скос кверху. Массивные, короткие столбы из жженого кирпича несут легкие, соединяющие их большепролетные стрельчатые арки; на них установлены срезающие углы квадрата малые арки парусов; они-то и несут главный купол. Более низкие опорные арки переброшены со столбов на стены, распределяя распор главного купола. Выделение главного подкупольного пространства вызвало необходимость введения пологих куполов над боковыми нефами и разработку специальных сводов для перекрытия прилежащих участков.

Поискам конструктивных решений отвечает в этой мечети строгость ее архитектурного убранства. Гладкие кирпичные колонны на уширенных книзу базах выложены из подшлпфо-ванного кирпича с чередованием рядов радиально уложенного кирпича (плашмя и тычком). Четкий абрис больших арок оживляет поперечные валики (в сечении они образуют трилистник). Конструктивное убранство дополняют купола и своды боковых нефов: для участков прямоугольного плана — типа «балхи» (кладка ведется от углов) и для квадратного плана— типа консольно-ячеистых парусов (кладка с напуском нескольких рядов кирпичей, образующих выступы наподобие сталактитов). Полное отсутствие дробных членений и узорного декора здесь вполне оправдано всем стилем сооружения.

В мечети Диггаран не видно отделки михраба, нет и намека на портал, прочно вошедший в архитектурный обиход с конца X века. Очевидно, развитие архитектуры шло здесь больше по пути переработки и усовершенствования строительного опыта старых зодчих, разработки конструктивных приемов в новом материале, и лишь результаты, достигнутые в этой области, позволяли другим зодчим подойти по-новому к комплексному решению архитектурных форм нового стиля. Именно так, по-новому, и решали свою задачу строители, возводившие в Бухаре многолюдную загородную мечеть Намаз-гах (1119-1120).

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow История в общих чертах arrow Господство жженого кирпича   © ArtofEast.ru All rights reserved.