История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Изображения птиц на керамике

24.09.2009 г.

В интересах краткости изложения ограничимся рассмотрением изображений птиц на керамике Афраснаба на протяжении X—XII веков. И притом не всех птиц (это не вызывается необходимостью, так как общие явления повторяются в едином направлении).

Еще в искусстве раннего средневековья (VI—VII вв.) мы могли наблюдать в качестве излюбленного мотива изображение птицы (голубя), несущей в клюве ветвь. Не будем углубляться в семантику этого образа, быть может, связанного с древним язычеством, передавшим его и позднейшим религиям. В искусстве средневековья этот мотив фигурирует, во всяком случае, не в своей религиозной функции; это мотив народно-поэтического творчества. В поливной керамике Афраснаба X—XI веков птица, несущая в клюве ветвь, хорошо известна на образцах посуды оливковой расцветки, но также и позже, в более грубых и резких тонах, марганцево-черной и красной. Но если раньше птица несла ветвь, то в X—XI веках эта ветвь прорастает у нее как бы из хохолка и превращается в побег орнамента со стилизованными на основе ислами пальметтами; хвост птицы претерпевает странную, трудно уяснимую трансформацию. На образцах X—XII веков ветвь окончательно теряет исходные формы, а укороченный хвост и своеобразные ласты вместо ног придают птице сходство с морским зверем. В других случаях та же птица (похоже, что это голубь) сохраняет замысловатую ветвь (отвлеченный узор); ноги птицы трактуются как стилизованные письмена, крыло птицы приподнимается, отрывается от туловища и повисает отдельно.

Далее, большая серия подобных же изображений позволяет наблюдать, как птица и ветвь превращаются в совершенно непонятную фигуру, переходящую в бутон или парные завитки. Изображение птицы видоизменялось, таким образом, в результате трансформации ряда форм в растительный орнамент. С таким же успехом были поглощены узором и другие мотивы изображения животных и птиц.

Обновился при этом не только сюжет изображения. Огромные изменения претерпели также и растительные формы. Большую роль сыграли древние символические изображения небесных светил, фигуры звезд и т. д. Были коренным образом переработаны акант, лотос, тюльпан, лилия, виноградный лист, гранат, миндаль — эти основные мотивы древней расти

тельной орнаментики. Проследить эти изменения можно только в специальном исследовании. В поливной керамике Афраснаба эти явления присутствуют с наибольшей полнотой при полной смене композиционных приемов. Помимо бортовой композиции (когда низ изображаемой фигуры обращен к наружному краю окружности), компоновки в кругах и центрической композиции, обращает на себя внимание прием изображения древа жизни в отвесной композиции (фигура пересекает всю внутреннюю поверхность чаши поперек или же древо как бы вырастает из его донца сбоку). Центрические композиции трактуют донце чаши как газон, из которого прорастают на бортах чаши кусты растений (по четырем, шести и больше долям). А в одном случае из срединного квадрата, означающего газон или водоем, прорастают в углах четыре кипариса, между ними стоят на подставках четыре утки. Здесь интересен сам прием условной передачи пейзажа — как бы с радиальной проекцией деревьев на плоскость чаши.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная arrow История искусства arrow История в общих чертах arrow Изображения птиц на керамике   © ArtofEast.ru All rights reserved.