История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Кирпичные облицовки аудиенц-зала

24.09.2009 г.

В XII веке, когда прочные кирпичные облицовки аудиенц-зала едва ли успели не только разрушиться, но и потемнеть,— весь кирпичный декор зала был покрыт алебастром и на него нанесена новая резьба. Зал получил исключительно эффектную отделку. Видимо, в эту пору были изготовлены алебастровые решеточки с цветными стеклами, помещенные в люнет-ки на кривых поверхностях сводов. На айване была введена местами роспись с преобладанием растительной орнаментики— синие лепестки причудливых форм с оранжево-красными ядрышками бутонов и черным контуром узорных и обрамляющих линий. Надписи в резном штуке и росписях — преимущественно благопожелания. Стеклянные медальоны с рельефным изображением всадника на охоте, птиц и зверей содержат упоминание султана Абул-Музаффар Бахрамшаха. Это имя указывает и на примерную дату покрытия стен дворца штуком (не позже 1129—1130 г.). Назначение медальонов точно не установлено (служили для застекления или заделывались в ганч на стене).

Архитектурный декор стал более дробным. Он покрыл степы, своды, поверхности опор сплошным узорчатым ковром. Но эффект строгой, хотя и нарядной простоты не был утрачен. Это было достигнуто тщательно продуманной и эстетически прочувствованной системой в компоновке десятков и сотен мотивов орнамента.

В интерьере аудиенц-зала совершенно нет выступов, лопаток, пилястров, то есть элементов пластического членения поверхности стен. Весь узор — плоскостный, он образует широкие полосы (дорожки) и замкнутые панно. Последние взяты в раму и, располагаясь над нижним ярусом дорожек, слегка выступают из плоскости стены.

В цокольной части шла цепочка арочек, сплетенных лентой меандра с заполнением бесконечно варьируемых завитков, спиралей, полупальметт. Над ней слегка нависла дорожка геометрических узоров, то с прямым обрезом по грани пилона, то скомпонованная из взятых в раму панно. Еще выше, в интер-колумниях, были помещены декоративные арочки с изображением фантастических животных (обнаружено до десяти композиций). Угловые колонки пилонов со стороны, обращенной внутрь зала, были покрыты сложным геометризованным узором и опоясаны лентой надписи, изящно исполненной почерком насх. Надписи шли и по архивольту арок интерколумниев. На плоскости сводов были также помещены изображения фантастических животных.

Сюжетом зооморфных изображений служили на стенах геральдически скомпонованные грифоны, скрестившие передние лапы, два обернутых спиной друг к другу вздыбившихся льва с общей головой-маскароном, лев, напавший сзади на быка. В плоскости свода — грифоны с туловищем, усыпанным звездами. Точки, кружки и звездчатые розетки, разбросанные по туловищу животных, позволяют видеть в них мотив космического содержания.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow История в общих чертах arrow Кирпичные облицовки аудиенц-зала   © ArtofEast.ru All rights reserved.