История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Магоки-Аттари

24.09.2009 г.

Цвет не играет в мечети Магоки-Аттари активной роли, но, как и в мечети Намазгах, кирпичики подбираются и здесь по светлоте и тональности. Своим узорным богатством южный портал мечети Магоки-Аттари превосходит все другие современные ему в Маверан-нахре мечети. Это непомерное стремление к изяществу работы не стоит в каком-либо отношении с культовым характером здания или пышностью обихода феодальной знати. Мы видим источник этого стиля и приемов мастерства скорее в необычайно высоком взлете художественных ремесел XII века.

Мечеть Магоки-Аттари не была придворной мечетью. Ее место — в гуще лавок и мастерских среди базара. Лишенный почестей и прав медник или гончар находил радость и удовлетворение в творениях своих рук — в прекрасных произведениях искусства. Любимые народом изделия переходили из поколения в поколение, красуясь в домах людей большого и малого достатка. Не так ли смотрел на мечеть и зодчий, чье ремесло строителя было запечатлено для глаз многих поколений в самом долговечном из материалов — строительной керамике.

Спутником соборных мечетей были минареты. Эти, казалось бы, хрупкие и неустойчивые, бросившие вызов стихии ветра и колебаниям почвы высотные сооружения увлекали зодчих сложностью технической задачи. Многие минареты упали, не оставив и следа, но тем и вознагражден труд лучших зодчих, что иные воздвигнутые ими минареты пережили здания, к которым они примыкали.

Эволюция архитектурных форм минарета протекала весьма энергично. Минарет у мечети Чор-Сутун в Термезе (XI в.) имел цилиндрический ствол. Минарет в Джаркургане (1108) — это пучок стволов на призматическом основании. В Бухарском минарете 1127—1129 годов классически выраженный фонарь гармонирует с массивным стволом минарета; монументальность его форм носит преднамеренный характер и, видимо, отвечает идее маяка, светящегося в ночи «людям веры». Здесь устойчивость сооружения програмна. Но уже в минарете 1196—1198 годов, воздвигнутом богатым садром в Вабкенте, архитектурные формы крайне облегчены, ствол вытянут, а фонарь воспринимается как почти невесомая, сотканная из ажурной ткани узкая и высокая ротонда, чудом вознесенная на недосягаемую высоту.

Да и в керамическом убранстве этих минаретов прослеживается развитие стиля. В Джаркурганском минарете — простые, но чрезвычайно выразительные выкладки кирпичной плитки по гофрированному стволу в елку, в Бухарском минарете кирпичные выкладки в форме плетенок и кружков сочетаются с выкладкой под стилизованные надписи. В Вабкентском минарете — более плоский рисунок шлифованных кирпичиков с чередованием поясов кирпича на ребро и фигурных вставок; утонченность и в отделке кирпичной ротонды. В минарете, сооруженном в Вабкенте, зодчий как бы бросает вызов стихиям, повергшим ранее на землю не один нерадиво построенный минарет. Великолепно не только то, что прочно и устойчиво, но еще и изящно; таков как бы неписаный девиз строителя.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow История в общих чертах arrow Магоки-Аттари   © ArtofEast.ru All rights reserved.