История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Рабати-Малик

24.09.2009 г.

Полукрепостной характер сохраняли в ту пору и отдельно стоящие на больших дорогах караван-сараи. Лучший из них, Рабати-Малик (XI в.), лежит в степи на старом большом тракте из Бухары в Самарканд. Его руины еще недавно оставляли неизгладимое впечатление внушительностью своих форм. Здание это отличает строгая красота архитектурных деталей. Здесь все торжественно и монументально, как будто дорожная станция — приют караванов и склад транспортируемых издалека товаров, гостиница для купцов — вступила в спор с былыми замками и дворцами местных господ. Сами султаны стали первыми купцами, и воздвигнутые ими дорожные, по существу, торговые станции утверждали в сознании людей право и привилегию новых властителей мира.

В Рабати-Малик — поразительно четкое сочетание приемов архитектуры двух смежных по времени эпох. Одна наделила его фасад монументальными гофрами, другая — величественным порталом и фланкирующими крыльями, высокими, похожими на минареты башнями.

После мавзолея Саманидов в Бухаре это едва ли не самое блестящее творение эпохи. Рабати-Малик представлял собой обширный квадратный в плане массив, обращенный въездным порталом на юг. За главным входом находился большой двор; вдоль стен шли обращенные к нему узкие помещения. На главной оси здания, против входа, высилось еще какое-то крупное сооружение. Эти приемы планировки нам уже знакомы по более древним образцам архитектуры домусу.тьманского времени. В разное время и в разном применении они приводили к различным результатам. И буддийский монастырь и мусульманское медресе имеют общие черты плана, но архитектура их совершенно отлична. И кто знает, не повлияла ли композиция караван-сараев типа Рабати-Малик на другие современные им виды архитектуры (скажем, медресе)

Остов угловых башен и стены караван-сарая были сложены из сырца, портал и верх башен — из жженого кирпича. Поверх сырцовых кладок была одета рубашка из жженого кирпича, так что все здание имело однородную поверхность кладок. Но в соответствии с традицией сырцовых сооружений лицевая сторона фасада имела ярко выраженный скос. Этот конструктивный прием усиливал вместе с тем и впечатление монументальности. Горделиво откинуты назад строгие в пластическом уборе гофр неприступные стены. Общая высота портала составляла примерно 18 метров, высота арки — около 11,5 метров. Высота стен — до 12 метров при семикратной их протяженности.

Еще недавно, пока не был открыт мавзолей Араб-ата (X в.), портал Рабати-Малик считался самым древним из сохранившихся на территории Узбекистана. Он предстает перед нами в уже совершенно созревших и высокоразвитых, утвердившихся затем на века формах. Это самостоятельный объем выдвинутой вперед высокой стенки с глубокой полусводчатой нишей, заключающий вход. По контуру портала идет широкая П-об-разная рама из прямоугольных сплетающихся звезд в обрамлении из перехваченных узлами парных лент. Узор кирпичный, рельефом, с дисками в звездах и плоской резьбой графического характера по заполняющему фон штуку. Надпись из резной терракоты с упоминанием «султана мира» очерчивает арку. В полукуполе поперечная полуарка делит его на три части. В углах помещается консольно-ячеистый парус из простых кирпичных сталактитов с резьбой по штуку. Парус охватывает дорожки в убранстве несколько архаизированных полупальметт и S-образных фигур.

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow История в общих чертах arrow Рабати-Малик   © ArtofEast.ru All rights reserved.