История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Руководители религиозных общин

24.09.2009 г.

Независимости Караханидов Мавераннахра угрожали там-гачхан, восседавший в Кашгаре, и вторжение сельджуков. Стремясь сохранить в старых традициях военно-племенной организации свою армию и двор, тюрки брали на себя руководство ведомствами финансов и общественных работ. Приняв ислам, они стали ярыми поборниками проповедуемой кораном идеи подчинения верующих тем, кто «имеет власть».

В Бухаре созидательная деятельность Караханидов проявилась главным образом в начале XII века (при Арслан-хане), но она продолжалась и позже, когда владение зто стало под высокую руку сельджука Санджара. В дальнейшей судьбе Бухары роковую роль сыграли крупнейшие земельные магнаты из среды реакционного духовенства — садры (руководители религиозных общин). Они установили свое фактическое господство лад недвижимым имуществом городов и селений, торговлей и ремеслом.

В конце XII века, особенно во времена султана Текеша, преуспевал и Хорезм. Под властью Хорезма оказалась вся восточная половина Ирана вплоть до Ирака. Но снова вмешались выходцы из кочевой степи. Волна тунгузо-монгольских племен каракитаев, двигаясь по проторенному пути со стороны Баласагуна, смела раздробленные владения Караханидов и, нанеся полное поражение сельджукиду Санджару, захватила Самарканд и Бухару (1137). Каракитаев интересовала главным образом дань, они не вмешивались в дела местных феодальных и светских властей. Это было на руку властолюбию бухарских садров и хорезмшаха.

Попытка народных масс Бухары свергнуть власть садров и каракитаев, героическое восстание ремесленников Бухары во главе с мастером по выделке щитов Маликом Санджаром (1206) дали хорезмшаху Махмуду повод не только прийти сад-рам не помощь и подавить восстание ремесленников, но и приобщить Бухару к владениям Хорезма. В союзе с правителем Самарканда караханидом Османом хорезмшах разгромил войска каракитаев (1210), но не преминул приобщить и самаркандские владения. Бесчинство войск хорезмшаха в Самарканде вызвало там восстание, за которым последовало кровавое возмездие и трехдневное жестокое разграбление города войсками озверевшего хорезмшаха.

Во всем калейдоскопе событий, сражений и имен выдающихся деятелей главными фигурами этой эпохи выступают: тюркские военачальники, старая знать, отстаивающая свои былые привилегии, и приобретающие все большее значение купцы и ремесленники. Победа пришлой тюркоязычной знати над местной ираноязычной аристократией сопровождалась сдвигами во всех областях хозяйственной и культурной жизни.

В XI—XII веках культура феодальных торгово-ремесленных городов впервые обрела широкую опору в массах и, как никогда раньше, проникла глубоко в деревню и степь. Сельское домашнее ремесло и искусство оказывали свое воздействие на город, ибо экономической базой развития в эту пору стали прежде всего феодальное землевладение и цеховые ремесла.

 

Последнее обновление ( 05.10.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow История в общих чертах arrow Руководители религиозных общин   © ArtofEast.ru All rights reserved.