История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Деревянная пластика

24.12.2011 г.
Сычуаньская деревянная пластика. Начало Хань

На Юге на протяжении раннеханьского периода по-прежнему широко исполнялась деревянная пластика с расписным лаковым покрытием, изображающая прислугу в стоячей позе. Интересным примером южного стилистического направления выступает набор статуэток (Хубэй, 179141 гг. до н. э.), состоящий из 23 фигур (высота 40-50 см) словно бы шествующих друг за другом слуг. Южная пластика оказала заметное влияние и на погребальное искусство юго-восточного региона. Скульптуры, явно копирующие ее (изображения слуг и служанок), были найдены в усыпальницах правителей удельного царства Чу (Цзянсу), причем по ним хорошо видно, как постепенно происходило смешение двух региональных стилистических линий. Вначале исполняемые только в технике лепки и буквально следующие южной пластике, эти фигурки стали украшаться росписями, выполненными уже по центрально-китайским стандартам. К восточноханьскому периоду разница между региональными художественными вариантами пластики сгладилась, и на Юге тоже восторжествовала глиняная скульптура.

Самой специфической традицией погребальной пластики обладала, как выясняется, Сычуань. Начиная с конца Чжоу и на протяжении всей ханьской эпохи в захоронениях, найденных на территории этой провинции, особенно в районе Чэнду, неизменно присутствуют артефакты, по тем или иным показателям являющиеся уникальными произведениями древнекитайского погребального искусства. Так, для начала Хань там был обнаружен (1992 г.) комплект из б деревянных фигур лошадей, самая большая из которых имеет высоту 112 см и длину 99 см, а самая маленькая — 72 х 71,4 см. Все фигуры выполнены в реалистической и по-своему живой манере, хотя и статичной, а стилистика перекликается со скульптурами лошадей из погребального эскорта Цинь-ши-хуан-ди. Причем они заметно контрастируют по художественному уровню и степени выразительности с находящимися в этом же захоронении деревянными скульптурами людей — стоящие (высота 36,2 см) и коленопреклоненные (28 см) фигуры, которые, наоборот, исполнены в примитивно-условной манере. Повышенный интерес к образу коня и появление его масштабных скульптурных изображений, похоже, относились к числу типологических особенностей юго-западного погребального искусства. Для позднеханьского периода известно еще два подобных изваяния (134 х х 115 см), выполненных из бронзы: они образуют сюжетную сцену, в которую входят еще фигуры трех конюхов (высота 67 см). Наиболее полная коллекция погребальной пластики — 1000 единиц — была обнаружена в 9 погребениях (окрестности Чэнду, 1987 г., основные работы 1996 г.), относящихся к концу Ранней — началу Поздней Хань. Среди зооморфной скульптуры находилось несколько уникальных для ханьского погребального искусства изображений — обезьяны (высота 20,8 см), журавля (41 см), а фигурки всех остальных персонажей, типичных и для других регионов Китая, оказываются выполненными в специфических трактовках, как, например, головы собак (19,5; 21 см), которые отличаются редкой для данной морфологической серии пластичностью и выразительностью. Антропоморфная скульптура также отличается необыкновенно высоким художественным уровнем и, кроме того, в ней присутствуют, наряду с изображениями слуг и музыкантов, скульптуры людей иных профессиональных групп. Самыми необычными произведениями являются 2 парные скульптурки (21,6; 19,8 см) обнаженных женщин верхом на лошадях. Кроме собственно пластики этот мотив повторен в художественном оформлении светильника (54 см), в котором представлены уже три фигуры «амазонок» — в центре и по бокам — тоже в обнаженном виде. Обнаженная натура, еще и женская, была абсолютно не свойственна древнекитайскому искусству. Кроме того, нигде более — ни в художественных произведениях, ни в письменных источниках — не встречается образ наездницы. Хотя определенные ассоциации «женщина и лошадь» в некоторых мифологических сюжетах все-таки прослеживаются (например, божество по имени Лошадиная голова, Матоу). Из других категорий изделий отдельного упоминания заслуживает керамическая подставка (высота 56,5 см), выполненная в виде скульптурной композиции на зооморфно-фантазийную тему: на тигре — медведь, на спине которого — феникс с оседлавшим его драконом. Эта композиция, равно как и загадочные фигуры «амазонок», пока не поддаются внятному семантическому истолкованию.

Еще двумя примечательными во всех отношениях категориями ханьской погребальной пластики являются керамические и бронзовые модели деревьев. В виде таких керамических моделей чаще всего исполнялись светильники, которые, подобно моделям построек, отличаются внушительностью размеров (1 м и более) и чрезвычайной сложностью художественного оформления. В них представлено, как правило, могучее древо с распростертыми ветвями, на которых показаны силуэтные или трехмерные изображения листьев, цветов, птиц, иногда божественных персонажей, которые без труда, благодаря их иконографическим приметам, отожествляются с бессмертными-сяшши. Нижняя часть этих светильников-деревьев обычно сделана в виде холма (горы), на склонах которого размещены горельефные и трехмерные фигурки диких и домашних животных. Эти художественно-композиционные особенности позволяют трактовать светильники в качестве изображений Древа бессмертия. Одновременно они обнаруживают морфологическое сходство с саньсиндуйскими бронзовыми моделями деревьев, усиленное в тех случаях, когда они явно имитируют металлическую конструкцию: ствол и ветви как бы сделаны из набора труб.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Изобразительное искусство ханьской эпохи arrow Деревянная пластика   © ArtofEast.ru All rights reserved.