История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Каменные рельефы

24.12.2011 г.

Шаньдунский каменный рельеф раннеханьского периодаХудожественные рельефы имеют два технико-художественных вида — выполненные на камне и керамических плитах. Традиция каменных рельефов зародилась, судя по всему, в восточном регионе, в Шаньдуне. Во всяком случае, именно там обнаружены самые ранние образцы, которые восходят еще к Ранней Хань. Следует признать, что на общем фоне искусства того времени они отличаются редким примитивизмом и напоминают изображения, создаваемые в рамках едва ли не первобытного творчества. Был ли подобный примитивизм отличительным признаком данного вида погребального искусства на начальном этапе его формирования, либо он был обусловлен какими-то другими факторами — ответить однозначно на этот вопрос невозможно ввиду единичности произведений.

Ко II в. каменные рельефы превратились в неотъемлемую часть ханьского погребального искусства. Первые реконструкции истории их развития были произведены на материале шаньдунских погребений, среди которых наибольшей известностью в мировом искусствоведении (прежде всего, вследствие их самого раннего обнаружения) пользуются храм УЛяпа (Улянцы) и Инаньская гробница. «Храм У Ляна» — семейное погребение аристократического семейства У, состоящее из трех отдельных захоронений, датируемых 147, 151 и 168 гг. «Инаньская гробница», относящаяся к концу II в. или даже к концу III — началу IV в., представляет собой настоящий подземный дворец из восьми отдельных помещений (включая боковые проходы), стены которых выложены каменными плитами (необязательно украшенными рельефами). Погребальная камера образована огромным залом со сводами, опирающимися на массивные каменные колонны. За последние полвека на территории Шаньдуна было вскрыто немало и других захоронений, подробно перечислять которые мы не будем, так как они в целом совпадают по конструктивно-художественным принципам с «храмом У Ляна» и «Инаньской гробницей».

Одной из особенностей шаньдунских погребений является включение в их ансамбль надземных конструкций — пилонов (колонноподобных каменных сооружений) и цытанов — святилищ, сложенных из каменных плит. В подземных камерах рельефы обычно исполнялись почти на всех их конструктивных элементах — на стенах, потолке, поперечных балках, обрамлении внутренних дверей и внешних дверных створках гробниц. Однако если возводились цытаны с рельефами, то подземные помещения, как правило, имели более скудное художественное оформление.

Главной формальной особенностью шаньдунских рельефов признается легкорельефность изображений: фигуры едва выступают над уровнем фона, что в некоторых случаях делает их внешне похожими на изображения, выполненные в технике гравировки. Одновременно прослеживается несколько этапов в эволюции местной камнерезной техники. На протяжении I в. рельефы исполнялись преимущественно углубленной линией или методом контррельефа. Начиная приблизительно с 80-х гг. I в. и до начала II в. популяр ность приобрели выпуклые фигуры, затем установилось сочетание линеарной резьбы с выпуклым рельефом.

Тематика изображений во многом определялась родом занятий и официальным положением усопшего. Тем не менее в ней существовал универсальный набор сюжетов, который имеет серию относительно самостоятельных тематических групп: рельефы со сценами из жизни усопшего, на придворно-бытовые (сцены пиршественных трапез, выезда колесниц), батальные, историко-легендарные (иллюстрации к эпизодам национальной истории и портреты историко-легендарных личностей, начиная с древних совершенно мудрых государей), ритуальные (воспроизведение сцен ритуально-карнавальных шествий и других обрядовых церемоний) и религиозно-мифологические темы. В последней из перечисленных тематических групп показываются картины «иного мира», которые могут включать в себя изображения собственно божественных персонажей, пребывающих в небесных сферах, или же сводиться к передаче фантастических существ, нередко борющихся друг с другом. Местоположение рельефов подчиняется определенным семиотическим правилам. Центральное место в художественной композиции погребальной камеры обычно занимают так называемые сцены с павильоном, состоящие из нескольких фигур людей, которые истолковываются в качестве изображений предков, родственников и друзей усопшего, как бы собравшихся вместе для его проводов в последний путь. Все эти фигуры отличаются иконографической однотипностью и условностью, и никто из входящих в данную сцену персонажей не выделяется ни композиционно, ни портретно. Сцены на придворно-бытовые и батальные темы оказываются, как правило, вспомогательными по отношению к «сцене с павильонами». Наибольшей живости и выразительности в них обычно исполнены изображения лошадей, показываемых чаще в динамике, тогда как антропоморфным фигурам, помимо стандартизованности, свойственна статичность. Рельефы на историко-легендарные темы тоже размещаются на поверхности стен, а сцены, включающие в себя изображения божественных персонажей и мифологических существ, — на плафонах, верхних частях стен и подпотолочных перегородках. Указанные семиотические правила соответствуют космологическим представлениям китайцев об иерархическом устройстве вселенной, в которых божественный мир строго соотносится с верхом.

Примечательна также тенденция к горизонтальному расположению сцен и к их дроблению на отдельные сюжетные сегменты, которые могут сопровождаться пояснительными надписями. Подобное композиционное построение и сочетание собственно художественных фрагментов с надписями в дальнейшем будет широко использоваться и в китайской станковой живописи.

Помимо Шаньдуна, погребения с каменными рельефами получили распространение во многих других регионах Китая: в центральных районах (Хэнань и прилегающие к ней части Шаньси и Шэньси), на юго-востоке (Цзянсу, Аньхуэй), на юге (Хубэй), а также в крайних по отношению к тогдашней метрополии периферийных северо-восточных (Ляонин) и северо-западных (северо-западная окраина Шэньси и южная часть Ганьсу) районах. На сегодня известны уже более 1000 таких памятников, и их число неизменно возрастает.

Дать полный анализ всех региональных стилистических традиций в рамках этой книги невозможно. Отметим лишь наиболее существенные специфические особенности. Так, юго-восточным и южным рельефам была присуща несколько большая, чем восточным, декоративность и фантазийность. В местных погребениях нередко присутствуют развернутые многофигурные картины, в которых сцены из жизни людей дополняются изображениями фантастических существ. Декоративность рельефов создается за счет проработанности деталей изображений и насыщения их орнаментальными элементами.

Для погребального искусства центральных регионов, напротив, характерна фрагментарность и стереотипность рельефов с точки зрения как их семиотических, так и тематических особенностей. Чаще всего они размещались только на створках дверей, ведущих в погребения, и состояли из однородных композиций, включающих в себя фигуры фантастических птиц и зооморфно-фантазийные личины, принимаемые за изображения духов-охранников могил. Изображения людей и сцены на придворно-бытовые темы (выезд колесниц) если и исполнялись, то по бокам от дверей и над ними, занимая, таким образом, вспомогательное место по отношению к названным центральным мотивам. В технике резьбы преобладают линеарные линии.

Специфическую по сравнению с рельефами всех других регионов технико-стилистическую линию демонстрирует погребальное искусство южной части Хэнани, в первую очередь художественное оформление погребений, сосредоточенных в Наньяне (на юго-западе Хэнани). Впервые обнаруженные в 1923 г., наньянские рельефы включают в себя развернутые сцены, выполненные на достаточно высоком художественном уровне и воспроизводящие главным образом мифологические и ритуальные сюжеты. Иной тип рельефов был найден в уже упоминавшейся усыпальнице Хуайянского принца: настенные картины, выполненные, судя по сохранившимся фрагментам, в тончайшей технике резьбы и воспроизводившие композиции, близкие по тематике и трактовкам персонажей к будущей бытоописательной живописи.

Наиболее явным морфологическим прототипом погребальных каменных рельефов являются, конечно, орнаментально-сюжетные композиции на позднечжоуских бронзовых сосудах. Однако и в данном случае есть веские основания думать, что истоки этого вида погребального искусства не ограничивались древними бронзами и что параллельно с ним бытовали его светские аналоги — деревянные и каменные композиции, которые включались в художественное оформление строений. Такого рода декоративные элементы нередко показываются на моделях построек. Кроме того, до нас дошло несколько пилонов, входивших в светские архитектурные ансамбли, — их верхняя часть богато украшена пластическими композициями, образованными барельефными и горельефными фигурами, которые могут воспроизводить как детали деревянных архитектурных конструкций, так и самостоятельные художественные сцены с включением в них растительных мотивов и зооморфных изображений. Более того, по технике резьбы и по их общему художественному уровню эти образцы ханьского камнерезного искусства не только не уступают, но и превосходят погребальные рельефы.

Исполнение керамических рельефов, равно как и настенной живописи, стало возможным благодаря использованию в погребальном строительстве кирпича. Термин «кирпич» предельно условен, так как исходно это были полые изнутри керамические блоки, имевшие длину до полутора метров. Кирпичные гробницы (т. е. подземные помещения со стенами, облицованными керамическими блоками) появились в Китае еще в конце Чжоу и к позднеханьскому периоду уже практически полностью вытеснили собой гробницы с земляными стенами и деревянными конструкциями. Приблизительно в I в. керамические блоки дополнились натуральным кирпичом, шедшим на облицовку пола и стен вспомогательных помещений.

Художественное оформление гробниц посредством керамических плит, украшенных рельефами, было типично для погребальной обрядности Сычуани и соседних с ней районов Хэнани. Хотя по своей тематике и композиционным принципам керамические рельефы в целом совпадают с каменными, между ними обнаруживается ряд значительных содержательных и морфологических различий. Заметно большую, чем в каменных рельефах, по  пулярность в них получают сцены на бытовые темы: театрализованные и акробатические представления, охота, сельскохозяйственные и производственные (например, добыча соли) работы и городская жизнь. Есть, скажем, рельефы, изображающие лавки с доскональной передачей всех продаваемых в них изделий, или процесс изготовления вина, который тоже показывается в передаче мельчайших деталей соответствующих приспособлений. Чем объясняется подобный интерес сычуаньского погребального искусства к повседневной жизни и к самым, казалось бы, обыденным ее эпизодам, остается неясным. Однако не будет большим преувеличением сказать, что эти рельефы являются непосредственными предшественниками жанровой живописи.

Сами изображения тоже отличаются более заметной, чем любые региональные варианты каменных рельефов, детализованностью, динамичностью, пластичностью и изяществом. Такие художественные особенности проистекают, разумеется, из естественных свойств керамического материала и техники лепки вместо резьбы по камню. Вместе с тем они как нельзя лучше отвечают той общей стилистической линии, которая отчетливо прослеживается во всех других видах юго-западного погребального искусства, что позволяет говорить о самобытном художественном направлении в данном регионе. Особый интерес среди сычуаньских рельефных произведений вызывает так называемый портрет госпожи Чжао (II в.), который, как гласит пояснительная надпись к нему, был прижизненным изображением падчерицы усопшей. С объективной точки зрения, отнести его к собственно портрету при всем желании невозможно. Он выполнен настолько в условно-стилизованной манере, что атрибутировать его в качестве такового позволяет только пояснительная надпись. Тем не менее «портрет госпожи Чжао» есть одно из первых, если не самое раннее, в истории китайского изобразительного искусства достоверное портретное изображение.

Морфологическим аналогом художественных рельефов выступает настенная живопись.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Изобразительное искусство ханьской эпохи arrow Каменные рельефы   © ArtofEast.ru All rights reserved.