История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Модели построек

24.12.2011 г.

модель постройки I в. до н. э. Пров. Хэнань. 24 смНе меньшим разнообразием и тщательностью исполнения отличаются и модели построек, порой имеющие более чем внушительные размеры. Одна из самых крупных — модель дозорной башни-лоу, имеющая размеры в 132,1 х 85,1 х 86,1 см. В ней воспроизводится трехэтажное строение с точной передачей всех его конструктивных особенностей и деталей. Показан нижний этаж с массивными стенами, воротами и боковыми башнями-пилонами, черепичное покрытие, поддерживающие крышу боковые кронштейны, оконные проемы с рамами. Модель окрашена в белый и серый цвета, а выполненные по их фону красной и светло-голубой красками росписи изображают архитектурные элементы и настенный орнамент. На передней стене первого этажа, по бокам от ворот, красуются два куста (или карликовых декоративных дерева) с птицами на ветвях. Створки ворот покрыты узором, имитирующим доски.

модель попостройки I в. н. э. Пров. Хэнань. 108 смСкульптуры людей и животных тоже постепенно увеличились в размерах, приобрели соответственно высоту 40-50 и 20-30 см. Характерным стало также сведение изображений в композиции, воспроизводящие жилую усадьбу — комплект строений, изображения домашних животных, модели деревьев, колодца и т. д., сцены акробатических представлений или танца, в котором задействовано несколько исполнительниц.

Значительная часть погребальной пластики выполнена из глины, путем ручной лепки или на гончарном круге.

Их поверхность обычно покрывалась белым ангобом и расписывалась коричневой, бледно-голубой, красной и красновато-коричневой красками. Иногда сочетались глина и дерево: например, глиняная фигура лошади, снабженная деревянными ногами. Могли применяться и другие материалы или керамические техники. Так, в середине позднеханьского периода на северо-востоке (Хэбэй) обнаружилась (находки 1990 г.) погребальная пластика с глазурным покрытием, заметим, очень эффектная внешне, отличающаяся удивительной тонкостью и тщательностью исполнения. Есть также образцы металлической погребальной пластики, из которых особенно выделяется в художественной плоскости бронзовая миниатюрная (высота 4 см) фигурка сидящей женщины (возможно, мать или нянька), с младенцем на руках и окруженной детьми (Шаньдун, 1992 г.). Приблизительно с середины ханьской эпохи исполнялась пластика из позолоченной бронзы и золота. И наконец, встречаются скульптуры и модели, выполненные из камня. Такие артефакты присутствовали, в частности, в усыпальнице принца крови, правителя удельного царства Хуайян, открытой (1988 г.) в южной части Хэнани и датируемой приблизительно 120 г. н. э. Среди них находилась тоже внушительных размеров модель здания (120 х 147 х 30 см), каждая сторона которой имеет отдельное художественное оформление. Передняя сторона модели воспроизводит внешний вид двухэтажного здания. На втором этаже изображены чиновные особы — их видно через окна. К нему с двух сторон ведут лестничные пролеты, по которым поднимаются слуги. На задней части тоже показано два этажа, в которых располагаются помещения наподобие конюшен. На первом этаже хорошо видны стойла с лошадьми, на втором находятся фигуры двух беседующих людей, рядом с которыми словно гарцуют жеребцы или какие-то фантастические (декоративной породы) маленькие лошадки. На левой боковой стороне повторяется мотив конюшни, но теперь она располагается на втором этаже и в своего рода бельэтажной части первого этажа: в ней обитают не лошади, а быкоподобные существа. Правая боковая сторона модели гладкая, и в ней даны только архитектурные элементы (черепичная крыша с кронштейнами, лестничный пролет).

Модель выполнена с применением различных мастерски выполненных камнерезных техник, что делает ее и выдающимся образцом ханьского камнерезного искусства.

Художественный уровень центрально-китайской пластики весьма колеблется от полноценных скульптурных изображений до абстрактно-стилизованных, воспроизводящих лишь общие очертания человеческого тела. По степени живости и выразительности антропоморфные скульптуры с достаточной долей отчетливости разграничиваются на два основных художественных варианта: статичные и передающие персонаж в движении, причем, как правило, в наиболее кульминационные моменты: танцовщица, кружащаяся в танце; акробат, исполняющий сложный трюк. Такие скульптуры неоспоримо свидетельствуют о владении ханьскими художниками приемами показа движущейся натуры: через изгиб тела, позу, расположение элементов одеяния и даже отдельный жест. Впрочем, подобными приемами китайское художественное творчество начало овладевать еще при Чжоу, пусть даже первоначально для изображений животных и зооморфно-фантазийных существ (чжуншаньская статуэтка дракона) или в рамках камнерезного искусства (подвески в виде плоскостных фигур танцовщиц). Зооморфная скульптура также  подразделяется на статичную и динамическую, но в обоих вариантах обычно обладает большей живостью, чем изображения людей.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Изобразительное искусство ханьской эпохи arrow Модели построек   © ArtofEast.ru All rights reserved.