История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
Столешницы из натурального камня столешница из камня цена.

Погребальная пластика

23.12.2011 г.

Чуская погребальная пластикаПогребальная пластика является самым специфическим видом древнекитайского искусства. Она включает в себя скульптурные изображения людей, животных и модели самых разных предметов — от посуды и предметов мебели до построек — одним словом, всего, что окружает человека при жизни. Не будет преувеличением сказать, что именно погребальная пластика является самым полным воплощением пластического и в целом художественного опыта Древнего Китая. Одновременно она же выступает главным, даже иногда и единственным, вещественным свидетельством других сфер национальной предметно-творческой деятельности: некоторых видов декоративно-прикладного искусства, строительства, мебельного дела, костюма и т. д.

Семантические истоки погребальной пластики безусловно восходят к древнему погребальному обычаю снабжать усопшего свитскими и прислугой. Правда, остается неясным, почему этот обычай, почти полностью угасший с гибелью Шан-Инь (дольше всего, уже в реликтовых формах, он удерживался в царстве Цинь), внезапно ожил в конце Чжоу и при Хань. «Глиняная армия» Цинь-ши-хуан-ди вовсе не является единственным феноменом. Традиция погребальной пластики начала зарождаться еще в период Борющихся царств, хотя и в совершенно иных, чем погребальный эскорт циньского императора, художественных воплощениях. Почти одновременно намечаются ее две самостоятельные стилистические линии, строго соотносящиеся с центральным и южным регионами Китая. В первом из них исполнялись крохотные (высотой в 7-8 см) фигурки людей, преимущественно слуг и танцовщиц, сделанные из черной глины. Поверхность фигурок тщательно  полировалась и расписывалась красной лаковой краской. Тем не менее все они выполнены в примитивно-условной манере. Лицевые черты фактически не проработаны, детали одеяния бегло переданы посредством росписи. Все это их резко отличает от современных им пластических изображений как самостоятельного характера (бронзовые скульптурки), так и входящих в орнаментально-архитектоническую композицию изделий декоративно-прикладного искусства, начиная с тех же нефритовых подвесок. Единственная общая их морфологическая примета — стремление передать движение: обычно персонажи показаны в тех или иных динамических позах.

Бронзовая модель дома с оркестромЮжная (чуская) погребальная пластика, напротив, делалась из дерева, имела довольно крупные размеры (до 70 см в высоту) и отличалась тщательностью исполнения. Посредством лаковых росписей точно передаются все детали внешности персонажа. Однако при этом фигуры абсолютно статичны и воспроизводят облик только стоящего человека. Кроме того, здесь практиковалось изготовление своего рода деревянных кукол, которые затем одевались в шелковый наряд.

Возможно, еще одна региональная разновидность погребальной пластики имела место в юго-восточном регионе. К такому предположению приводит модель дома (1982 г., провинция Чжэцзян), выполненная в технике бронзы с золотой инкрустацией, датируемая V в. до н. э. Имея миниатюрные размеры (высота 17 см), она включает в себя съемную крышу и художественно оформленную — в виде помещения — внутреннюю часть. Помещение заполнено крохотными, но очень тщательно и точно исполненными фигурками музыкантов с музыкальными инструментами, образующими сцену играющего оркестра. Однако это изделие не поддержано ни одним близким к нему по морфологическим показателям артефактом, и правомерность отнести его именно к погребальной пластике сомнительна.

Раннеханьская погребальная пластика центральных районов Китая. Пров. ХэнаньТаков начальный этап формирования погребальной пластики, на фоне которой еще большую уникальность приобретает «глиняная армия» Цинь-ши-хуан-ди. Сразу же отметим, что для раннеханьского периода найдены еще две «глиняные армии», которые тоже отличаются, уже не столь решительно, от современной им погребальной пластики. Одна из них была обнаружена (1990 г.) в усыпальнице императора Цзин-ди. Вторая (80-е гг. прошлого века) — около деревни Янцзявань, между усыпальницей Лю Бана и сопутствущим ей семейным погребением отца и сына из семейства Чжоу — Чжоу Бо (?-169 гг. до н. э.) и Чжоу Яфу (?-143 гг. до н. э.). Чжоу Бо был соратником Лю Бана и одно время возглавлял военное ведомство. Его сын тоже был действующим генералом и высокопоставленным военным чиновником, заняв тот же пост, что и отец. Как полководец он прославился подавлением мятежа «семи князей», выступивших против императора Цзин-ди. К какой именно усыпальнице относится эта армия — императорской или генералов Чжоу, непонятно, хотя китайскими археологами она признается однозначно « императорской ».

Несмотря на то что обе «глиняные армии» были выполнены приблизительно в одно и то же время, они существенно различаются по местоположению, набору персонажей и художественным особенностям. «Армия» императора Цзин-ди находилась в подземной части усыпальницы (к югу от погребальной камеры) и состояла из 1688 фигур пехотинцев (368 сохранились полностью, от остальных фигур остались только головы). Их высота 62 см, поэтому они производят впечатление как бы промежуточного варианта между «солдатами» Цинь-ши-хуан-ди и собственно погребальной пластикой. Их лица и детали облачения (доспехи) тщательно проработаны в технике лепки, но сами фигуры статичны и лишены каких-либо индивидуализированных черт, не говоря уже о портретных особенностях. Загадочно отсутствие у солдат рук. Считается, что они были сделаны из дерева и прикреплялись к глиняному корпусу с помощью шарниров, что делало их подвижными, т. е. имитировало движение рук. Кроме фигур воинов, что также принципиально отличает эту «армию» от эскорта циньского императора, в усыпальнице Цзин-ди находилась зооморфная пластика: изображения домашних животных, включая свинью, петуха, курицу. Такая пластика в императорском погребальном инвентаре выглядит несколько странно, даже если предположить, что все эти персонажи не просто ассоциировались с миром живых, но и наделялись особыми символическими значениями. Примечателен художественный уровень исполнения зооморфных скульптур. Они выполнены в заметно живой манере, чем фигуры солдат, и лучшим мастерством, чем современная им погребальная пластика из «простых» захоронений, превосходя ее и по размеру: около 45 см в высоту и 35 см в длину при средней высоте погребальной зооморфной скульптуры того времени не более 20 см в высоту. Все это, возможно, объясняется их высоким (для императора) предназначением.

«Армия из Янцзявань» (назовем ее так) была размещена, подобно эскорту Цинь-ши-хуан-ди, в специальных хранилищах-ямах. Всего оказалось 11 таких ям: десять земляных, одна облицована внутри кирпичом. Расположенные почти симметрично по отношению друг к другу, они четко делятся по размеру на «большие» (5 х 2 м) и «малые» (2,6 х 0,98 м). Всего в них находилось 2548 фигур: 1965 пеших воинов и 583 конников. Количество, набор статуэток и порядок их расположения были различными в каждой из ям. В шести из них находились только всадники, в остальных — модели повозок, колесниц и статуэтки пехотинцев. В некоторых ямах статуэтки конников расположены в 4 ряда примерно по 10 в каждом, в других — в 11 рядов по 11 статуэток. Число фигур конников в одной яме колеблется от 47 до 121, пехотинцев — от 300 до 400. Высота статуэток пехотинцев 48,5 или 44,5 см. Фигуры  всадников одного размера, а лошадей тоже разные: высотой 50 и 68 см. Все статуэтки выполнены в единой художественной манере с использованием росписей, а не лепки. Посредством росписей передаются все детали внешности, костюма людей и конского убранства: статуэтки пехотинцев раскрашены зеленой, коричневой, красной, белой и черной красками, черной передаются доспехи. Это цветовое решение соответствует цвету железных доспехов — из железных пластин, действительно принятых на вооружение в ханьской армии. Статуэтки всадников раскрашены зеленой, красной, белой, коричневой и черной — для доспехов — красками. Замечательна точность передачи воинской амуниции. При исполнении доспехов места соединения составляющих их пластин выделены белой и красной красками. Кроме доспехов, у некоторых воинов на спине изображены колчаны для стрел. Часть фигурок облачена еще и в халаты, которые тоже переданы красками разных цветов. Статуэтки лошадей окрашены в черный, белый и красный цвета, а чепрак, узда и другие части сбруи не только выделены, но и покрыты растительным орнаментом. Без заметных индивидуальных характеристик в целом фигуры и пехотинцев, и всадников отличаются естественностью поз и определенной живостью. С наибольшей выразительностью исполнены фигурки лошадей, которые иногда показаны в движении — с поднятой головой, оскаленными зубами. Внутреннюю динамичность изображениям придает цветовая гамма: обыгрывается, например, контрастно-тревожное сочетание красного (халат всадника) и черного (масть коня) цветов, усиленного белыми вкраплениями (кант и чепрак).

Чем объяснить указанные различия между этими двумя «армиями»: запросами их заказчиков, творческими ориентирами исполнителей или неведомыми нам тайнами ханьской погребальной обрядности? Строить догадки по этому поводу, думается, бессмысленно. В любом случае ясно, что ханьское изобразительное искусство располагало уже несколькими стилистическими вариантами и находилось (подтверждением чему служат и зооморфные изображения из усыпальницы Цзин-ди) на более высоком уровне развития, чем это видится на материале основной массы раннеханьской погребальной пластики.

В целом в ханьской погребальной пластике прослеживается несколько эволюционных этапов, технико-художественных вариантов и региональных стилистических линий. В первой половине раннеханьского периода в центральных регионах Китая скульптурные изображения вводятся в погребальный инвентарь относительно робко, статуэтки не превышают 30 см в высоту и выполнены в весьма условной манере, без использования раскрашивания. Хотя есть и исключения, например очень тонко выполненные, несмотря на их миниатюрность (высота 12 см), фигурки сидящих служанок (окрестности Лояна). Преобладают изображения людей и домашних животных. Реже встречаются модели зданий, колодцев, кухонных плит, тоже небольших размеров — все это не отличается особой художественностью исполнения.

Приблизительно с середины раннеханьского периода погребальная пластика приобретает повсеместное (повторим, для центральных регионов страны) распространение и получает официальное признание. Вводятся ее специальные терминологические обозначения — «похоронные вещи» (минци) — для всех изображений и моделей, «глиняные образы» (нисян) — для антропоморфной и зооморфной скульптуры и устанавливаются их наборы. Из письменных источников известно, что в императорские усыпальницы полагалось помещать 40 категорий изображений, в том числе обязательно 9 моделей колесниц (явная, заметим, аналогия с девятью треножниками-дгш), 36 фигурок людей, модели предметов мебели, музыкальных инструментов, столовой посуды — всего более 200 изделий. Но пока подобных или близких к ним по числу и составу наборов, насколько нам известно, не обнаружено. Репертуар погребальной пластики расширялся в основном за счет варьирования все тех же персонажей: слуг, людей актерских профессий, домашних животных, моделей колесничного транспорта, построек и их элементов (колодцы).

Весьма внушительную серию составляют кухонные плиты, которые, в зависимости от времени и места их исполнения, могут приобретать характер подлинных пластических художественных миниатюр, изображающих устройство плиты, кухонную посуду и даже процесс приготовления яств.

 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Изобразительное искусство ханьской эпохи arrow Погребальная пластика   © ArtofEast.ru All rights reserved.