История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Протостанковая живопись (картины на шелке)

25.12.2011 г.

Чуская картина на шелке с изображением женщиныДревнейшими из найденных живописных произведений являются картины на шелке, которые обнаружены в чуских захоронениях из окрестностей Чанша, датируются периодом Борющихся царств. Первая из них (1958 г., V-IV вв. до н. э.) выполнена на куске шелковой ткани (31,5 х 26 см) и представляет собой трехфигурную живописную композицию, исполненную в линеарной технике черной и красной красками. В нижней правой части картины помещено профильное изображение стоящей в полный рост женщины, облаченной в пышные одеяния. В центральной части находится тоже профильное изображение птицы, данное в фантазийной трактовке — с длинными изогнутыми лапами и роскошным развевающимся хвостовым оперением. Слева от птицы — вертикально расположенное изображение ящерицевидного существа с длинным змеиным телом и загибающимся хвостом. Обращает на себя внимание изящество и уверенность графических линий и несомненное мастерство художественно-композиционного решения сцены. Позы персонажей достаточно свободны, детали их внешности тщательно проработаны.

В такой же технике и стилистической манере выполнена и вторая чуская картина (1973 г., 37,5 х 28 см, IV-III вв. до н. э.), в которой показан мужчина в окружении несколько иных персонажей и предметов. Сохранены принципы профильного рисунка, воспроизведена фигура в полный рост, также тщательно исполнен внешний облик главного действующего лица и всех вспомогательных элементов. Мужчина, облаченный в великолепное, эффектными складками ниспадающее одеяние, стоит на фигуре дракона, образующей подобие колесницы. В левом нижнем углу картины, якобы под колесницей, показана фигура рыбы, справа от центральной композиции — фигура болотной птицы. Изображения и женщины, и мужчины выполнены в весьма реалистической манере без каких-либо фантазийных деталей. Более того, они индивидуализированы и производят впечатление реальных или условных портретов. Благодаря присутствию зооморфно-фантазийных персонажей в обеих картинах, исследователи чаще всего истолковывают их в качестве произведений на мифологические темы. Чуская картина на шелке с изображением мужчиныПервая из них считается изображением некоего чуского женского божества, вторая — божества реки, именуемого Хэ-бо, о культе которого известно из многих литературных источников, в том числе из поэтических произведений, созданных в Чу. О других возможных семантических истолкованиях этих картин поговорим далее. Пока ограничимся утверждением, что общность и композиционного построения обоих произведений, и иконографической схемы, и живописной техники, и воссоздаваемая в них атмосфера — иного, величественно-таинственного мира — четко свидетельствует о существовании в Чу сложившейся художественной школы.

По времени создания следует так называемое погребальное знамя из захоронения госпожи Дай. Это Т-образное шелковое полотнище, на поверхности которого выполнена  непревзойденно сложная в сравнении с чускими картинами, художественная композиция. Она построена по вертикальному принципу, при этом членится на три основных сегмента, горизонтально расположенных по отношению друг к другу. Центральный сегмент воспроизводит несколько человеческих фигур — все в профиль, в позе стоя в полный рост. Их считают портретным изображением госпожи Дай в окружении свитских и служанок. Нижний сегмент воспроизводит сцену на ритуально-бытовую тему, в которой современные исследователи усматривают изображение тела госпожи Дай, подготовленного к похоронам, и представлена предпохоронная церемония. Книзу от сегмента идут зооморфно-фантазийные фигуры и детали. Наибольшей насыщенностью отличается верхний сегмент, в котором показывается божество в виде женщины с длинными распущенными волосами, в пышных одеяниях, с гигантским, свитым в кольца змеиным хвостом. По сторонам от портрета богини размещены переходящие одна в другую фигуры людей и фантастических существ, дополненные орнаментальными элементами. Вертикальный принцип композиционного построения картины, использование линеарной техники и красно-черная колористическая гамма — все это характеризует картину как прямую наследницу чуской художественной школы.

Погребальное знамя госпожи ДайВ новейших исследованиях считается, что на «погребальном знамени» госпожи Дай воспроизводится сюжет, которой соответствует южнокитайским анимистическим представлениям. В сюжете зафиксировано, как и в росписях на ее гробах, два ключевых эпизода: смерть героини и ее переход в потусторонний мир, где она предстает перед духами и божествами. Налицо явное морфологическое сходство «погребального знамени», особенно его центрального сегмента, с чускими картинами. Это позволяет истолковывать их не как изображения божественных персонажей, но в качестве портретов усопших, показанных в потустороннем мире, подобно госпоже Дай (в окружении фантастических существ).

Шелковые полотнища с живописными композициями, хотя и выполненные на значительно более примитивном уровне, нежели чуские картины, были найдены еще в нескольких западноханьских погребениях, что свидетельствует о весьма широком распространении в то время искусства живописи по шелку.

Не менее примечательным артефактом выступает и шелковое полотно, получившее название «Схема поз [гимнастики] даоинь» («Даоинь ту), также найденное в погребении госпожи Дай. На нем выполнено в той же линеарной технике красной и черной красками 44 рисунка человеческих фигур, передающих гимнастические позы, которые применялись в протодаосских практиках. Важно, что здесь персонажи показываются в динамике, в самых разных позах и ракурсах, отличаясь от всех остальных картин на шелке, в которых преобладает профильное и статичное изображение человека. Значит, статичность и профильный ракурс были свойственны именно погребальным произведениям.

В свете изложенных фактов оказываются не столь невероятными письменные сообщения о портретах высокопоставленных сановников и прославленных полководцев, которые исполнялись по повелению императора У-ди (т. е. уже во II в. до н. э.). Теперь можно поверить и в правдоподобность обычая — портретировать новых наложниц для императорского гарема, чтобы предварительно знакомить государя с ними. Этот обычай был введен императором Юань-ди (48-33 гг. до н. э.).

Итак, мы приходим к выводу о том, что на протяжении ханьской эпохи китайская художественная культура, вне всяких сомнений, овладела всеми видами пластического и живописного изобразительного искусства, одновременно подготовив почву для возникновения собственно станковой живописи.   

 
« Пред.
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Изобразительное искусство ханьской эпохи arrow Протостанковая живопись (картины на шелке)   © ArtofEast.ru All rights reserved.