История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Стенописные картины

24.12.2011 г.
Стенописные картины

Погребальная монументальная живопись проявила себя еще в конце раннеханьского периода в культовом искусстве центрального региона Китая. Ее древнейшими образцами сегодня признаются стенописи в одном из погребений из окрестностей Лояна, относящемся к 48-8 гг. до н. э. Столичный регион — при Поздней Хань столица была перенесена из Чанъани в город, находившийся на месте современного Лояна, — оставался главным центром живописного погребального искусства на всем протяжении I—II вв. — главным, но далеко не единственным. Стенописи активно исполнялись и в периферийных северо-западных (Ганьсу), северных (Внутренняя Монголия) и северо-восточных (Ляонин, Хэбэй, северная окраина Шаньдуна) районах империи.

К настоящему времени открыто уже в общей сложности более 200 гробниц со стенописями, которые позволяют в деталях воссоздать технико-художественные особенности этого вида китайского погребального искусства.

Стенописная живопись подразделяется по технике исполнения на две главные разновидности: картины, исполненные по отдельному керамическому блоку и собственно стенописные картины. В первом случае на каждый кирпич наносилась самостоятельная живописная композиция — от изображений единичных фигур людей или животных до развернутых сюжетных сцен.

Собственно стенописные картины исполнялись по грунтовой поверхности. Поверх кирпичной кладки наносился толстый слой глинистой смеси с высоким содержанием гипса. Роспись шла исключительно по сухой поверхности, чем китайские стенописи принципиально отличаются от фресок, хотя термин «фрески» нередко к ним применяется в специальной литературе. Создание картины включало в себя несколько живописных операций, которые осуществлялись в строго определенном порядке. Вначале на фоновую основу красной краской наносились контуры изображений. Затем они раскрашивались цветными красками. В общей сложности отмечено использование пяти тонов и оттенков: красного, голубого, желтого, зеленого и коричневого. После раскраски контуры обводились черной линией.

В отличие от картин на кирпичах собственно стенописные произведения по содержанию и композиционному построению тяготеют к каменным рельефам. В них варьируются, в основном, сцены на придворно-бытовые, историко-легендарные и религиозно-мифологические темы с тенденцией к их горизонтальному расположению и сегментному членению. По мере эволюции монументальной живописи набирал силу процесс усложнения композиционного построения произведений, в том числе за счет возрастания плотности художественного пространства, который сопровождался ростом популярности сцен жанрово-повествовательного характера и усилением индивидуальных черт в изображениях персонажей. Излюбленным мотивом погребальных стенописей стали «сцены процессий», в которых показывались фигуры следующих друг за другом или участвующих в одном действии людей.

Непревзойденным шедевром позднеханьской погребальной живописи признается «Галерея чиновников» — картина, открытая (1952 г.) в погребении на территории уезда Ванду (Хэнань). Она расположена в верхней части стены коридора, ведущего к погребальной камере, и состоит из фигур людей, облаченных в ритуально-парадные одеяния и как бы образующих медленно шествующую  к телу усопшего процессию. Обведенные черными контурными линиями, фигуры раскрашены красной, голубой и желтой красками. Трактовки персонажей довольно стандартны, однако каждый из них наделяется определенными индивидуальными чертами. Более того, передается их психологическое состояние, соответствующее ситуации: на лицах печать скорби. Их позы естественны и раскованны. Художественные достоинства этого произведения дали основание специалистам утверждать, что к концу ханьской эпохи в китайской погребальной живописи сложилась подлинная концепция портрета.

Для периферийного погребального живописного искусства особо выделяются росписи в гробнице, открытой на территории провинции Ляонин еще в 1944 г. Все стены ее погребальной камеры от пола до потолка покрыты стенописными картинами. Одну из стен (длина 200 см, высота 130 см) украшали три расположенных друг над другом горизонтальных фриза, содержащие в себе изображения 23 человеческих фигур. На верхнем фризе был представлен оркестр из четырех музыкантов, на двух других — сцены акробатических зрелищ и танца, исполняемого танцовщицами. По своей масштабности и композиционной сложности ляонинские стенописи не имеют аналогов среди столичных погребальных произведений. Возникает парадоксальная ситуация: неужели периферийное погребальное искусство в действительности по темпам своего развития обгоняло искусство метрополии? И это далеко не единственный парадокс, с которым мы сталкиваемся при изучении ханьского художественного творчества.

В специальной литературе давно уже было подмечено, что дошедшие до нас произведения — и погребальная пластика, и каменные рельефы или С— кажутся по сравнению с изысканным великолепием поздне-чжоуских изделий грубоватыми и примитивными. Словно при Поздней Хань местное искусство оказалось в стадии деградации. В плоскостных и скульптурных изображениях (за исключением, пожалуй, только «сычуаньского» стиля) доминируют квадратные или треугольные формы. Пропорции зачастую откровенно нарушаются, позы оказываются чересчур статичными или неестественными. В результате нередко делается вывод об оживлении в поздне-ханьском художественном творчестве неких архаических эстетических установок, которые внешне уже полностью себя изжили в древнекитайской художественной культуре  к концу Чжоу и теперь вдруг почему-то реализовались с новой силой.

Удивляет и такая особенность позднеханьского погребального искусства, как отсутствие в нем портретов самого усопшего. В числе возможных причин называются и специфика древнекитайских анимистических представлений, и неразвитость традиции станковой живописи, включая непосредственно портрет. О подлинном состоянии древнекитайской станковой и светской живописи речь пойдет ниже. Сейчас выскажем предположения, что указанные парадоксы на самом деле проистекают из природы погребального искусства. Не располагая даже приблизительным подобием художественно-эстетического канона, который был свойствен культовому искусству других народов мира (например, древнеегипетскому), погребальное искусство Древнего Китая должно было сохранять собственную специфику, для этой цели самый доступный путь — использовать художественные архаизмы. Но данная версия имеет право на существование только в том случае, если мы представим исчерпывающие доказательства наличия иных художественных традиций в ханьскую эпоху, превосходящих по уровню своего развития погребальное искусство этого периода. Высказанные ранее гипотезы о существовании при Хань светской монументальной скульптуры и художественных рельефов основывались лишь на свидетельствах письменных источников. Такие же сведения сообщаются в них и для стенописной живописи, которая тоже возводится к чжоуской эпохе.

Стенописи на зооморфно-фантазийную тему. Поздняя Хань. Окрестности Лояна

На этот раз письменные свидетельства подтвердились археологическими материалами, а именно: фрагментами настенных росписей дворца Цинь-ши-хуан-ди. На них сохранились полные или частичные изображения колесниц, стражников, растений и животных, которые, вероятно, образовывали многофигурные и панорамные картины кортежей и придворных сцен на фоне паркового ансамбля или охотничьих угодий. Фигуры людей и животных выполнены, как и в погребальных стенописях, контурными черными линиями и раскрашены в несколько цветов. А вот рисунки растений — в технике цветового пятна, ею погребальная живопись практически не пользовалась. Более того, некоторые изображения оказались исполнены в технике, считавшейся прежде исключительно живописной и изобретенной не ранее VII-VIII вв.: она позволяла путем сочетания линеарной линии и цветового пятна добиваться оптического эффекта рельефного и даже трехмерного изображения. Следовательно, погребальное искусство и в самом деле никоим образом не исчерпывало собой все современное ему художественное творчество и осознанно, подчиняясь своим внутренним закономерностям, прибегать к его искажениям.

Археологические находки, сделанные на протяжении прошедших 50 лет, позволили по-новому взглянуть и на историю происхождения китайской станковой живописи.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Изобразительное искусство ханьской эпохи arrow Стенописные картины   © ArtofEast.ru All rights reserved.