История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Художественные совершенства керамики в ганьсуских общностях

25.12.2011 г.

В специальной литературе давно уже утвердилась точка зрения, что расписная керамика Мяодигоу явилась непосредственным продолжением традиции баньпоских росписей. Однако отмеченные стилистические и содержательные различия между ними позволяют предположить, что орнаментально-графическое искусство Мяодигоу могло иметь и собственные художественные истоки, восходящие к той же очаговой культуре Пэйлиган. Следовательно, не исключено, что в центрально-яншаоской предметно-творческой деятельности произошло объединение нескольких изначально самобытных художественных традиций.

Своего наивысшего технологического и художественного совершенства яншаоская расписная керамика достигла в ганьсуских общностях — Мяцзяяо, Мачан и Баньшань. Ее общая отличительная черта — торжество геометрического орнамента. Однако в гончарном деле каждой из западно-яншаоских общностей были разработаны собственные колористические решения и типы узоров.

Керамику Мацзяяо составляют изделия с настолько тщательно отполированными стенками, что они лишь изредка покрывались ангобом (белого цвета). Росписи исполнялись, в основном, черной краской, но тоже исключительно высокого качества — чистой, блестящей, дающей глянцеватый оттенок. Из орнаментальных групп преобладает S-образный спиральный узор, чуть позже дополнившийся С-образной спиралью. Одновременно вводятся новые композиционные схемы. Словно возвращаясь к опыту баньпоских росписей, мяцзяяоская керамика демонстрирует тенденцию к распространению орнамента на большую часть или всю поверхность тулова сосуда.

В керамике Мачан преобладают сосуды, покрытые ангобом темно-красного цвета. Росписи характеризуются преимущественным использованием вариаций орнамента, состоящего из кругов, овалов с «сеткой», ромбов, нередко заполненных решетчатым узором, и меандров, которые могут быть составлены из сочетаний нескольких ломаных линий или широких полос.

В керамике Баньшань черная краска дополнилась коричневато-красной и продолжили свое развитие практически все элементы и типы геометрического орнамента, освоенные оформительским искусством ранее. Наибольшее же распространение в ней получил орнамент с комбинированием спиралей, ромбов, зубцов и «шахматных полей». Важнейшими орнаментальными новациями банынаньского гончарного дела считаются «лестничный узор» (ряды «лесенок», развернутых в разные или в одну сторону) и кресты, включая свастику («буддийский крест»). Хотя име ла ли данная фигура в яншаоских росписях столь же глубинное символическое значение, как собственно свастика, остается неясным. Кроме того, в керамике Баньшань росписи уже наносились не только на всю поверхность сосуда, но и на его вспомогательные детали (ручки).

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Художественные совершенства керамики в ганьсуских общностях   © ArtofEast.ru All rights reserved.