История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Художественные трактовки фигуры человека

25.12.2011 г.

Наиболее значительные изменения в западно-яншаоском орнаментально-графическом искусстве претерпели антропоморфные мотивы, начиная с художественных трактовок человека. На сегодня известно всего несколько сосудов с росписями на антропоморфные темы. Но каждый из них по-своему уникален и как бы открывает новую страницу в протоистории китайского изобразительного искусства.

Начнем рассказ о них с мацзяояоской чашки-бо, внутренняя поверхность которой украшена рисунком человеческой фигуры в полный рост. Выполненный в откровенно примитивной манере этот рисунок словно объединил в себе стилистические особенности баньпоских фигуративных росписей и антропоморфных изображений на урнах из Хун-шаньмяо. С первыми из них его роднит точность передачи пропорций и общего строения тела натуры. Со вторыми — абрисное воспроизведение головы, акцентирование рук (разведенные, чуть согнутые в локтях и с растопыренными пальцами) и самое главное попытка передать человека в движении — в момент исполнения им некоего танца (ритуальной пляски).

Следующий артефакт — тоже мацзяояоское блюдо, обнаруженное на периферии ареала западно-яншаоских культур (на восточной окраине провинции Цинхай). На его внутренней поверхности исполнена уже целая фризовая композиция: 15 человеческих фигурок, разбитых на 3 группы. Персонажи показаны в полный рост, намечены их одеяния и прически. Фигурки, образующие одну группу, держатся за руки, как будто ведут хоровод. Именно так — в качестве сцены ритуального танца — этот рисунок и трактуется в современных исследованиях. Фризовое расположение сцены и примитивно-натуралистический стиль ее исполнения вновь заставляют нас вспомнить о росписях на урнах из Хуншаньмяо. А ведь подобное композиционное построение (по горизонтали и с членением на композиционные сегменты) станет со временем одной из универсаль ных примет как орнаментальных сцен, украшающих изделия, так и собственно живописных произведений (от погребальных стенописей до станковой живописи). Следовательно, правомерно предположить, что в яншаоском орнаментально-графическом искусстве начался процесс зарождения будущей жанровой живописи и общих семиотических принципов китайского изобразительного искусства.

Еще два артефакта — кувшины-ху, на внешней поверхности которых изображены женская и мужская фигуры. Сосуд с женской фигурой (высота 21,7 см, 1982 г.) относится к культуре Мацзяяо. Сосуд с мужской фигурой (33,4 см, 1974 г.) — к культуре Мачан и тоже был обнаружен на территории Цинхай. Тем не менее они настолько близки по стилистике, что производят впечатление парных изделий. В обоих случаях персонажи показаны в стоячей позе в полный рост, а их изображения выполнены с сочетанием рисунка и лепки. Тело женщины передается в графике, и опять мы видим разведенные руки с растопыренными пальцами и «скелетоподобное» (как и у «танцующего человека») туловище. Лицо же вылеплено в низком рельефе и с детальной проработкой всех лицевых черт (глаза, нос, рот).

Фигура мужчины целиком выполнена в рельефе. Его голова размещена на самом горлышке сосуда, тело и ноги занимают практически всю поверхность тулова, что придает самому кувшину очертания скульптуры. Лицевые черты тоже тщательно проработаны. Тело показано обнаженным с передачей всех его деталей. Отчетливо различимы грудные соски, пупок, половой орган. А вот руки персонажа на этот раз оказываются сведенными на животе, хотя они по-прежнему завершаются растопыренными пальцами.

Фигура мужчины дополнена росписями, распространяющимися на всю оставшуюся часть поверхности сосуда и воспроизводящими один из популярнейших для мачанской и банынаньской керамики типов орнамента. Он состоит из зигзагообразных полос, иногда заканчивающихся пальцеобразными отростками, и внешне напоминает абстрактно-стилизованное изображение сидящего человека с согнутыми ногами и руками. В баньшаньских росписях эта комбинация дополнилась венчающим ее кружком, что еще больше усилило ее сходство с человеческой фигурой. Тем не менее мнения специалистов по поводу семантики данного типа орнамента вновь расходятся. Одни исследователи относят его к сугубо геометрическим композициям, другие — к вариациям на «лягушачьи» мотивы (стилизованное изображение распластанной лягушки). Тогда как третьи, напротив, усматривают в нем не просто антропоморфные изображения, а подлинную сцену религиозно-мифологического содержания, возводя ее к образу «космического человека» и к сюжету об отделении неба от земли. Такой сюжет (миф о Паньгу) действительно присутствует в китайских мифологических представлениях, относящихся уже к значительно более поздним историческим эпохам. Наиболее убедительной, думается, выглядит недавно предложенная китайскими учеными интерпретация разбираемого орнамента как изображения фигуры усопшего, захороненного в сидящей позе. Но тогда и все художественное решение этого сосуда приобретает новое смысловое наполнение. В нем воспроизводится целое действо: усопший в окружении своих предков либо божество-повелитель потустороннего мира в сопровождении умерших людей.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Художественные трактовки фигуры человека   © ArtofEast.ru All rights reserved.