История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Хуншаньская расписная керамика

26.12.2011 г.

Значительно более внятно расписная керамика проявляет себя в середине Хуншань, но только в памятниках, сосредоточенных в районе Чифэн-Аоханьци, где, возможно, и находился главный (или даже единственный на северо-востоке) центр ее производства. Хуншаньская расписная керамика отличается своеобразной цветовой гаммой — росписями, выполненными красной краской по черному ангобу и наоборот, а также оригинальностью орнаментальных композиций. По-прежнему чаще всего встречается геометрический орнамент, но в вариантах, отличных от росписей, присущих всем другим региональным оформительским традициям. Так, например, выглядит расписная чашка-бо: верхняя часть ее тулова украшена фризовой полосой, заполненной повторяющимися вертикально ориентированными зигзагообразными лентами. Еще на нескольких изделиях выполнен своего рода растительно-геометрический орнамент, составленный из круговых линий и тонких дуг, соединенных друг с другом в повторяющиеся спиралевидные фигуры, сочетания которых производят впечатление стилизованных изображений цветков или побегов растений. Новый вариант росписей дает нам тоже на первый взгляд геометрический орнамент, но состоящий в действительности из стилизованных изображений фигур рыб, которые совместно с некими другими дополнительными орнаментальными элементами образуют своеобразные живописные композиции, больше всего, пожалуй, похожие на этюды художника-абстракциониста.

Совершенно иной по содержанию и стилистике тип росписей появляется на керамике Сяохэчжао, которая, казалось бы, должна была прямо наследовать гончарному делу Хуншань. «Абстракционизм» хуншаньских росписей бесследно исчез, сменившись четким и внятным рисунком, выполненным тонкими линиями. Сосуды могут быть расписаны только фризовыми лентами, заполненными узорами, состоящими из простейших элементов, либо геометрическими композициями, распространяющимися на всю поверхность тулова и включающими в себя меандровидные, звездовидные и иные сложносоставные фигуры. Есть также зооморфные изображения, введенные в геометрический орнаментальный контекст и выполненные в настолько условной манере, что трудно даже сказать, какое именно животное послужило для них натурой.

Очевидность стилистического и тематического разнообразия дошедших до нас образцов северо-восточной расписной керамики в очередной раз заставляет задуматься над вопросом о подлинном состоянии местной гончарно-художественной традиции и о возможности влияния на нее извне, причем со стороны не только культур яншаоского круга, но и других неолитических общностей.

Итак, изучение всех аспектов неолитического гончарного дела не оставляет сомнений в том, что каждая из выделяемых для неолитического Китая культурных зон действительно обладала собственной гончарно-художественной традицией. Эти традиции имели, судя по всему, самостоятельное происхождение и прошли в целом самобытный путь развития. А их своеобразие было обусловлено как спецификой местных природных материалов, так и антропогенным фактором, отражая тем самым культурные и ментальные особенности обитателей данных регионов.

После сосудов следующим отделом неолитической керамики, с точки зрения художественной значимости, безусловно, важнейшим является отдел пластики.

 
« Пред.
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Хуншаньская расписная керамика   © ArtofEast.ru All rights reserved.