Оформительское искусство Даси тоже на первых порах явно стремилось копировать рельефный орнамент керамики Гаомяо и Сунсикоу. Однако его символическое значение, видимо, было уже утрачено, а потому он лишился и эстетической привлекательности. Во всяком случае, хорошо видно, что дасиское гончарное дело почти сразу же отказалось от воспроизведения зооморфно-фантазийных мотивов и образов. Наиболее популярным и устойчивым в нем оказался рельефный геометрический орнамент, безусловно, навеянный предшествующей керамикой, но тоже претерпевший заметную по сравнению с нею трансформацию.
Приблизительно с середины Даси в южном гончарном деле наметилась тенденция к упрощению форм и художественного оформления изделий. Керамика конца Даси и Цюйцзялин состоит в основном из сосудов, отличающихся лаконичностью архитектонической композиции и плавностью силуэтных линий. А ее главным, чаще всего и единственным, украшением оказывается ангоб белого, апельсиново-желтого, темно-красного и черного цветов. Однако общий художественный уровень южной керамики от этого отнюдь не снизился. Скорее, наоборот: тонкость черепка, изящество линий и цветное покрытие придают ей особую эстетическую выразительность и изысканность.
Параллельно с исчезновением рельефного орнамента в оформительском искусстве южных культур возрастало значение росписей. Впервые расписные изделия появились, напомним, в ранних слоях Даси. В гончарном деле конца Даси и Цюйцзялин применялись в общей сложности краски 5 основных цветов и оттенков: черная, коричневая, серовато-красная и серо-желтая. Причем по мере развития местного орнаментально-графического искусства наблюдается неуклонное возрастание полихромии росписей путем их доведения до трех- и четырехцветных сочетаний. Есть такэке образцы уникальных по цветовой гамме изделий. Таковы, например, два изделия Цюйцзялин — фрагмент сосуда, украшенный фиолетовым рисунком по красному ангобу, и сосуд, покрытый двухцветным — красным и апельсиново-желтым — ангобом, по которому идут росписи, выполненные соответственно фиолетово-черной и красной красками. Характер росписей широко варьируется, в зависимости от хронологической и географической принадлежности изделий. В расписной керамике середины Даси присутствуют несколько вариантов геометрического и растительного орнамента. Для первого из них преобладают узоры, составленные из лент, «цепочек» и повторяющихся простейших фигур. Например, три ленты, между которыми в определенном порядке располагаются черные и красные точки. Такого типа узоры производят впечатление заместителей исходно рельефного орнамента. Одновременно начал складываться и ставший затем специфическим для южной керамики расписной узор, состоящий из двух переплетенных лент и S-образных переплетений. Растительный орнамент представлен «лепестковым узором», образованным стилизованными изображениями цветочных лепестков, и узорами из стилизованных изображений побегов трав и древесных ветвей. Но ни один из перечисленных видов дасиского растительного орнамента не нашел продолжения в последующем гончарном деле.
|