История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Искусство орнамента Даси

26.12.2011 г.

Оформительское искусство Даси тоже на первых порах явно стремилось копировать рельефный орнамент керамики Гаомяо и Сунсикоу. Однако его символическое значение, видимо, было уже утрачено, а потому он лишился и эстетической привлекательности. Во всяком случае, хорошо видно, что дасиское гончарное дело почти сразу же отказалось от воспроизведения зооморфно-фантазийных мотивов и образов. Наиболее популярным и устойчивым в нем оказался рельефный геометрический орнамент, безусловно, навеянный предшествующей керамикой, но тоже претерпевший заметную по сравнению с нею трансформацию.

Приблизительно с середины Даси в южном гончарном деле наметилась тенденция к упрощению форм и художественного оформления изделий. Керамика конца Даси и Цюйцзялин состоит в основном из сосудов, отличающихся  лаконичностью архитектонической композиции и плавностью силуэтных линий. А ее главным, чаще всего и единственным, украшением оказывается ангоб белого, апельсиново-желтого, темно-красного и черного цветов. Однако общий художественный уровень южной керамики от этого отнюдь не снизился. Скорее, наоборот: тонкость черепка, изящество линий и цветное покрытие придают ей особую эстетическую выразительность и изысканность.

Параллельно с исчезновением рельефного орнамента в оформительском искусстве южных культур возрастало значение росписей. Впервые расписные изделия появились, напомним, в ранних слоях Даси. В гончарном деле конца Даси и Цюйцзялин применялись в общей сложности краски 5 основных цветов и оттенков: черная, коричневая, серовато-красная и серо-желтая. Причем по мере развития местного орнаментально-графического искусства наблюдается неуклонное возрастание полихромии росписей путем их доведения до трех- и четырехцветных сочетаний. Есть такэке образцы уникальных по цветовой гамме изделий. Таковы, например, два изделия Цюйцзялин — фрагмент сосуда, украшенный фиолетовым рисунком по красному ангобу, и сосуд, покрытый двухцветным — красным и апельсиново-желтым — ангобом, по которому идут росписи, выполненные соответственно фиолетово-черной и красной красками. Характер росписей широко варьируется, в зависимости от хронологической и географической принадлежности изделий. В расписной керамике середины Даси присутствуют несколько вариантов геометрического и растительного орнамента. Для первого из них преобладают узоры, составленные из лент, «цепочек» и повторяющихся простейших фигур. Например, три ленты, между которыми в определенном порядке располагаются черные и красные точки. Такого типа узоры производят впечатление заместителей исходно рельефного орнамента. Одновременно начал складываться и ставший затем специфическим для южной керамики расписной узор, состоящий из двух переплетенных лент и S-образных переплетений. Растительный орнамент представлен «лепестковым узором», образованным стилизованными изображениями цветочных лепестков, и узорами из стилизованных изображений побегов трав и древесных ветвей. Но ни один из перечисленных видов дасиского растительного орнамента не нашел продолжения в последующем гончарном деле.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Искусство орнамента Даси   © ArtofEast.ru All rights reserved.