История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Изображение рыбы в яншаоском орнаментально-графическом искусстве

24.12.2011 г.

рыба,геометрический,изображение,образ,рисунок,геометрический орнамент,поверхности сосудовГлавными зооморфными мотивами являются изображения рыб и оленей, выполненные в нескольких иконографических вариантах. Изображения рыбы чаще всего помещены на внешней поверхности сосудов, в основном, это рисунки одной или нескольких рыб, в которых может показываться либо пара как бы сдвоенных рыбок, либо следующие друг за другом рыбины. Воспроизводятся исключительно профильные и выполненные в единой стилистической манере изображения рыбы, отличающиеся натуралистичностью, детализованностью и живостью. Показаны различные детали внешности натуры и характерные признаки различных пород рыб: то рыбки, похожие на плотву, то хищные рыбины с широко распахнутой зубастой пастью. Групповые рисунки отличаются продуманностью художественной композиции: фигуры рыб расположены так, что создается эффект плывущей в воде стаи.

Существуют различные точки зрения на семантику образа рыбы и причины его популярности в яншаоском орнаментально-графическом искусстве. Согласно одним из них, это было вызвано не более чем особенностями местоположения Баньпо (на самом берегу реки) и важностью рыболовства в хозяйственном укладе его обитателей. Однако подавляющее большинство исследователей усматривают в данном орнаментальном мотиве отражение местных верований. Религиозный опыт других древних народов подсказывает нам, что рыба действительно могла почитаться в Баньпо священным существом — посредником (медиатором) между божественным и человеческим мирами либо воплощением речных духов или усопших предков. Подобный интерес к изображениям рыбы на баньпоской керамике, разумеется, далеко не случаен. Впоследствии образ рыбы занял важнейшее место как в китайских верованиях и философских представлениях, так и в системе изобразительных средств, о чем подробно будет говориться в специальном разделе.

Приблизительно в середине баньпоского периода изображения рыб начали переводиться в геометрический орнамент. Вначале стал исполняться их стилизованный рисунок. Затем произошло его деление на отдельные составные части, которые постепенно трансформировались в геометрические фигуры — так возникли новые типы узора. Этот процесс перевода фигуративных изображений в геометрический орнамент выглядит тем более примечательным, если учесть, что в дальнейшем он будет неоднократно осуществляться в китайской орнаментике, став одной из ее типологических особенностей.

«Оленьи» мотивы представлены рисунками целой фигуры этого животного и его рогов. Изображения оленя исполнялись только на внутренней поверхности сосудов (мисок) и в виде композиции из четырех фигур, равномерно расположенных по кругу. В отличие от рисунков рыб, они выполнены в условной, хотя и не лишенной натуралистичности и живости, манере: животные показываются в движении с достаточно верной передачей особенностей их облика. Рисунки оленьих рогов исполнялись на внешней поверхности сосудов: в сильно стилизованном виде и в сочетании с элементами геометрического орнамента — круглыми черными точками, треугольниками, параллельными линиями. И вновь перед нами возникает вопрос о семантике образа оленя и его возможных связях с местными верованиями, так как и этот образ впоследствии превратился в неотъемлемую часть китайских религиозных представлений и собственно художественной образной системы.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Изображение рыбы в яншаоском орнаментально-графическом искусстве   © ArtofEast.ru All rights reserved.