История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Керамика сосудов Гаомяо и Сунсикоу

25.12.2011 г.

Древнейшими образцами керамики южного региона неолитического Китая на сегодня являются сосуды (более 500 образцов), принадлежащие очаговым культурам Гаомяо и Сунсикоу.

Первая отличительная черта этой керамики — широкое представительство в ней сосудов ритуально-церемониального предназначения, которые сводятся к еще незнакомой нам категории — гуй. Названный термин был заимствован из терминологических обозначений бронзовых изделий, в данном случае: сосуды, предназначенные для хранения жертвенной пищи. Южные керамические сосуды-гуй тоже служили, по мнению специалистов, емкостями для жертвенного зерна. Сам по себе факт присутствия подобной категории в южной керамике свидетельствует о развитости местных верований и религиозных практик. Форма гуй также заметно отличается от всех форм яншаоской керамики. Они представляют собой подобие больших чаш, снабженных трапециевидной ножкой.

Бытовая утварь Гаомяо и Сунсикоу включает в себя те же, что и яншаоская керамика, функциональные подгруппы — столовую, хозяйственную и кухонную посуду. Однако все они имеют собственный набор категорий и форм изделий.

Для столовой посуды отмечены сосуды только трех категорий, которые полагаются типологическими аналогами яншаоских чашек-бо, пиал-вань и мисок-пэнь. Для хозяйственной и кухонной утвари — лишь горшки-гуань и котлы-фу. Перечисленные категории, подобно сосудам-гуй, обладают значительно более сложной, чем яншаоские формы, архитектонической композицией. Горшки и котлы  тяготеют к усложнению форм путем сочетания подчеркнуто округлого тулова с сильно раструбовидным устьем, горлышко приобретает причудливую конфигурацию. Для всех категорий столовой посуды тоже характерно наделение тулова изогнутыми профильными линиями и использование трапециевидных ножек.

Причудливость форм сосудов дополняется исключительным богатством их художественного оформления. Широко используется ангоб с доведением его палитры в керамике Сунсикоу до семи цветов и оттенков: белого, молочно-белого, светло-кремового (цвета слоновой кости), светло-серого, опалового (молочно-желтого), красного и черного. Сосуды украшены рельефным или реже штампованным орнаментом, причем состоящим из оттисков раковин, что является еще одной специфической приметой южной керамики. Рельефный орнамент либо распространяется на всю поверхность изделия, включая ножку, либо образует фризовые композиции, которые охватывают собой верхнюю часть сосуда совместно с горлышком и устьем. Во многих случаях такие фризовые композиции сочетаются со штампованным орнаментом, покрывающим остальную часть поверхности изделия. Чаще всего рельефный орнамент состоит из сочетаний простейших геометрических фигур и прямых или извилистых лент. В керамике Сунсикоу могли употребляться и более сложные по конфигурации элементы, например, меандры, ножеобразные по контуру фигуры и восьмиугольные звезды. Однако наибольшее внимание привлекают рельефные орнаменты с зооморфными мотивами и сюжетными композициями, которые присутствуют в основном на гаомяоских, т. е. более ранних по времени, сосудах.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Керамика сосудов Гаомяо и Сунсикоу   © ArtofEast.ru All rights reserved.