История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Керамика в юго-восточном и восточном гончарном деле

26.12.2011 г.

Еще одной важнейшей типологической особенностью юго-восточной и восточной керамики считается исключительная популярность котлов-треножников дин. Некоторые  специалисты даже предлагают определять эти культуры как «ареал распространения дин». По своим конструктивным параметрам местные котлы мало чем отличаются от одноименной категории яншаоской кухонной посуды. Они тоже представляют собой сосуды, состоящие из тулова различной конфигурации и трех ножек. Дин постоянно исполнялись в древнейших очаговых культурах (как Хэмуду, так и Давэнькоу) и затем производились повсеместно и массово во всех местных гончарных центрах. Причем и в данном случае поразительно разнообразие их архитектонических и конструктивных вариантов, а также богатство их художественного оформления. Украшалось не только тулово, но и вспомогательные детали.

Кроме дин, в юго-восточном и восточном гончарном деле изготовлялись еще 2 категории котлов — треножники-ли и янь. Первые из них почти точные конструктивные аналоги одноименной категории яншаоской кухонной утвари, которая, напомним, представляет собой крупногабаритные сосуды с тремя полыми ножками, составляющими единое целое с туловом. Котлы-янь были, видимо, изобретением местного гончарного дела и имеют более сложное, чем две другие категории котлов, устройство. Они состоят из двух отделений: верхнего, предназначенного для варки на пару, и нижнего — для варки на огне, которое также переходит в три полые ножки. Общей отличительной особенностью юго-восточных и восточных ли и янь служит наличие у них ножек особой сосковидной формы.

Все три категории кухонной утвари тоже продолжили свое существование в гончарном деле Луншань и были впоследствии переведены в бронзу.

Архитектоническая изощренность керамики юго-восточных и восточных культур усиливается богатством их художественного оформления, в котором первоочередную роль играли различные виды рельефного орнамента. Цветовой гамме изделий в местном гончарном деле, похоже, не придавалось особого значения. Во всяком случае, в нем использовалась более скудная палитра ангобов, чем в южной керамике. В Давэнькоу, Цинляньгань, Мацзябан (в Хэмуду ангобирование еще не практиковалось) и в Сунцзэ преимущественно изготавливалась керамика с ангобом красного и очень редко — черного цвета. В шаньдунском варианте Луншань и в Лянчжу господствующее положение, напротив, заняла керамика с черным ангобом. А вот в керамике культуры Бэйиньянъин встречаются сосуды с ангобом и других цветов — белого и ярко-желтого, что служит еще одним косвенным доказательством возможности ее связей с южными культурами.

В юго-восточном и восточном гончарном деле применялся в целом такой же, как и в Яншао, набор орнаментальных способов, но все они приобрели здесь несколько иной характер. Наиболее широко по-прежнему использовался штампованный и вдавленный орнамент. Для первого из них особое распространение получили текстильно-шнуровые оттиски, которые оставались излюбленным оформительским приемом гончарных традиций обоих регионов вплоть до Лянчжу и Луншань, когда на первый план вышел штампованный геометрический орнамент. Вдавленный орнамент включал в себя и уже знакомый нам «ногтевой узор», и узоры, образованные выдавленными в глине овальными углублениями.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Керамика в юго-восточном и восточном гончарном деле   © ArtofEast.ru All rights reserved.