История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Культура набора орнаментальных способов

26.12.2011 г.

Для верхних слоев Хуншань и сменившей ее неолитической культуры Сяохэчжао тоже обнаружено несколько типов кувшинов-гуань и ху, миски-пэнь на ножках, трехногие бокалы-доу. Единичность такого рода сосудов и эпизодичность их исполнения дают повод подозревать, что они были копиями изделий, доставленных на северо-восток извне, но так и не получивших широкого признания у местных мастеров, предпочитавших работать по хорошо знакомым и, главное, веками проверенным образцам.

Оформительское искусство северо-восточных культур тоже отличается консерватизмом и ограниченностью набора орнаментальных способов. Во всех северо-восточных культурах господствуют монохромные изделия, декор которых выполнен по одной и той же орнаментальной схеме, что особенно заметно для сосудов «бамбуковых» форм. Вся их поверхность украшена мелким геометрическим орнаментом — штампованным, ногтевым, вдавленным (вдавленные «точки»), либо же состоящим из рельефных эле  ментов — прямых или Z-образных линий, штрихов, которые нередко образуют подобие «струнного» узора (т. е. идут параллельными рядами, опоясывающими тулово сосуда). В некоторых орнаментальных схемах, тоже, видимо, присущих локальным гончарным центрам (например, керамика культуры Чахай), присутствуют бордюры, идущие вдоль устья, и фризовые полосы, также заполненные геометрическими узорами, состоящими из волнистых, зигзагообразных, коротких изогнутых линий и меандровидных фигур. На общем фоне северо-восточной керамики несколько выделяются изделия культуры Чжаобаогоу, украшенные геометрическим орнаментом с преобладанием Z-образных линий, к тому же выполненных в технике налепов. Этой же культуре принадлежит еще один уникальный по своему художественному решению сосуд — крынкоподобной формы (высота 23 см) и украшенный рельефной композицией на зооморфно-фантазийную тему. Она состоит из изображений оленя, вепря и птиц («четырех духов», по определению исследователей), головы и тела которых переплетаются, образовывая причудливые комбинации. Наличие общего художественного замысла, гармоничность построения сцены, точность и экспрессивность изображений живых существ делают эту композицию подлинным шедевром всего китайского неолитического орнаментально-пластического искусства. И вновь остается лишь гадать, является ли этот сосуд свидетельством существования в северо-восточных культурах значительно более развитой гончарно-художественной традиции, чем известные нам до сих пор, либо это — уникальное произведение гениального мастера-творца.

Северо-восточная расписная керамика сегодня известна в столь малочисленных образцах, что об истории развития и подлинном масштабе местного орнаментально-графического искусства мы теперь можем только строить догадки. Древнейшими артефактами пока что остаются несколько фрагментов сосудов (непонятно, каких категорий), принадлежащих культуре Нюхэлян. Примечательно, что они были обнаружены не в погребениях, а вблизи от остатков строений, считающихся святилищами. Правомерно предположить, что они являлись сугубо храмовой утварью, что в свою очередь означает наличие в северо-восточных культурах особой художественной традиции, обслуживавшей храмовую обрядность. Судя по их фрагментам, эти сосуды были расписаны геометрическим орнаментом, состоявшим из простейших элементов.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Культура набора орнаментальных способов   © ArtofEast.ru All rights reserved.