История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

«Лягушачьи» мотивы

25.12.2011 г.

«Лягушачьи» мотивы в росписях керамики МацзяяоИз собственно зооморфных образов в западно-яншаоском орнаментально-графическом искусстве наибольшей популярностью пользовались лягушка (жаба) и черепаха, изображения которой фактически являются морфологическими аналогами изображений лягушки. «Лягушачьи» мотивы получили здесь небывалое ранее разнообразие. Налицо по меньшей мере четыре отдельных иконографических варианта образа лягушки и производных от них типов узоров. Это, во-первых, рисунки целой фигуры лягушки, которые чаще всего исполнялись на внутренней поверхности чашек-бо, занимая собой все орнаментальное поле, и реже на внешней поверхности сосудов других категорий. Во-вторых, рисунки распластавшегося, но без головы, лягушачьего тела, которые обычно вписаны в круг и используются в качестве повторяющихся элементов общего геометрического орнамента. В-третьих, рисунки верхней части тела как бы плывущей лягушки, которые тоже обычно исполняются в виде повторяющихся фигур, заполняющих фризовую полосу. В-четвертых, стилизованные рисунки лягушачьих лапок, которые могут образовывать различные комбинации и композиционные сегменты, например треугольники, составленные из «лапок» и дугообразных элементов, или крючковидные «лапки», завершающие (наподобие бордюра) основную орнаментальную композицию. В дальнейшем «лягушачьи» мотивы в очередной раз претерпели трансформацию и постепенно превратились в геометрические узоры.

И наконец, в ганьсуском орнаментально-графическом искусстве продолжали исполняться и росписи с «птичьими» мотивами. Но они уже выполнены в максимально условной манере, когда вместо рисунков птицы мы видим геометрический орнамент, в элементах которого можно лишь с большим трудом распознать силуэтные изображения птиц.

На общем фоне западно-яншаоских росписей на зооморфные темы вновь выделяется рисунок некоего существа, выполненный на внешней поверхности мацзяояоской бутыли. Первое впечатление — перед нами, вне всяких сомнений, изображение фантастического создания с полуантропоморфной-полузооморфной верхней частью тела и змеевидной нижней. Оно, казалось бы, вполне может быть сочтено прототипом целой иконографической серии, утвердившейся в древнекитайском культовом изобразительном искусстве (изображения змеевидных божественных персонажей). Но, как и в случае с рисунком тритона на сосуде из Бэйшоулина, это первое впечатление оказывается обманчивым. По-мнению ряда современных китайских ученых, здесь тоже воспроизводится вполне реальный представитель животного мира, а именно — японский скрытожаберник (или исполинская саламандра, кит. ни юй). Могущие достигать 1,6 м в длину, исполинские саламандры, вопреки принятому в науке названию, обитали (и продолжают обитать) не только в Японии, но и в Китае. Они живут в глубоких горных потоках, питаются рыбой и лягушками и отличаются малоподвижностью, лишь изредка поднимаясь на поверхность, чтобы запастись воздухом. Приведенное истолкование разбираемого рисунка отнюдь не опровергает возможности превращения образа этого земноводного в образ фантастического существа. Нетрудно вообразить эмоциональную реакцию неолитического рыбака (да и жителей гораздо более поздних времен), когда перед ним из глубины реки вдруг представало такое вот чудище. Не исключено, что мы имеем дело с одним из первых эпизодов в истории китайского искусства, который позволяет проследить процесс возникновения художественных образов фантастических существ.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow «Лягушачьи» мотивы   © ArtofEast.ru All rights reserved.