История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Образ тыквы-горлянки

25.12.2011 г.

Господство в западно-яншаоских росписях геометрического орнамента, однако, не привело к исчезновению из них растительных мотивов и фигуративных изображений.

На керамике Мацзяяо и Мачан по-прежнему исполнялись стилизованные рисунки деревьев, древесных ветвей, а также цветов, но в иной, чем в мяодигоуских росписях, стилистике. Местный цветочный орнамент обычно представляет собой композицию, выполненную тонкими извилистыми линиями, передающими очертания цветочных лепестков, которая может распространяться на всю поверхность изделия. Одновременно в западно-яншаоских росписях появился новый растительный мотив, восходящий к образу тыквы-горлянки. Тыква-горлянка (кит. хулу) — плод специфической дальневосточной разновидности семейства тыквенных (бутылочная или посудная тыква), который имеет грушевидную форму и очень крепкую водонепроницаемую кожуру. Поэтому выдолбленные изнутри тыквы-горлянки использовались в Китае в качестве емкостей для хранения и транспортировки жидкостей.

Многие факты свидетельствуют о возможности такого применения тыквы-горлянки и в неолитическую эпоху и о том, что к ней восходят формы некоторых категорий сосудов, в первую очередь кувшинов-ху. Однако роль тыквы-горлянки в неолитическом художественном творчестве этим не ограничивается. Обращает на себя внимание тот факт, что уже в баньпоский период наибольшим внешним сходством с тыквой-горлянкой обладали кувшины, входящие в погребальный инвентарь. В западно-яншаоской керамике образ тыквы-горлянки, обычно введенный в геометрический орнаментальный контекст, чаще всего исполнялся в мачанских росписях и тоже только на погребальных сосудах. Сказанное означает, что это растение было исходно связано не только с гончарным делом, но и с погребальной обрядностью и анимистическими верованиями, чем, видимо, и объясняется его последующее превращение в символ бессмертия.

Устойчивой опознавательной принадлежностью мачанских росписей является также своеобразный зооморфный мотив, проистекающий из изображений раковин-каури. Он мог реализовываться в нескольких вариантах: изображения раковины целиком; выписка ее зубчатого разреза в сочетании с другими орнаментальными элементами; предельно стилизованный рисунок множества раковин в виде зерноподобных или каплевидных фигур. Этот мотив тоже исполнялся на погребальной керамике (на кувшинах гуанъ и ху), нередко объединяясь с изображениями тыквы-горлянки, что осталось в силе и в баныпаньских росписях.

И снова нельзя не задуматься над возможной семантикой образа раковины-каури. Дело в том, что до появления в Китае собственно денег именно раковины-каури служили денежными (или меновыми) знаками и как таковые иногда включались в погребальный инвентарь. Так может быть, и система китайского денежного обращения, и традиция погребальной обрядности, предполагавшая снабжение усопшего деньгами17, тоже в конечном счете восходят к неолитической эпохе?

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Образ тыквы-горлянки   © ArtofEast.ru All rights reserved.