История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Орнамент расписной керамики

26.12.2011 г.

Расписная керамика юго-восточных и восточных культур при всей ее малочисленности неоспоримо свидетельствует о своеобразии местного гончарного дела и оформительского искусства. Как и в южной расписной керамике, здесь тоже прослеживаются несколько диахронных и региональных стилистических направлений.

На юго-востоке расписная керамика активнее всего изготавливалась, как уже отмечалось, в гончарном деле Хэмуду. Ее цветовая гамма крайне лаконична: использовались краски только кофейного и коричневато-черного цветов. Однако тематика росписей весьма разнообразна. Исполнялся не только геометрический орнамент, состоящий, правда, из простейших сочетаний треугольников, широких наклонных штрихов, тонких и средних (по ширине) горизонтальных и волнистых линий, но и композиции с растительными и даже зооморфно-фантазийными элементами. За такие композиции принимаются росписи, состоящие из весьма стилизованных изображений птиц, черепах и еще каких-то существ, напоминающих водяных пауков. В некоторых образцах эти изображения дополняют собой центральную личиноподобную фигуру, образованную двумя кругами-глазами и контурной линией. В результате получается комбинация, передающая верхнюю часть головы, которая увенчана предметом, напоминающим очертания плавника крупной рыбы.

К III тыс. до н. э. расписная керамика на юго-востоке почти полностью исчезла, хотя ее единичные образцы встречаются вплоть до середины Лянчжу. Они украшены исключительно простейшим геометрическим орнаментом — набор полос, прямых и зигзагообразных линий. Таковы, например, изделия Сунцзэ (кубки-доу и кувшины-гуань), роспись которых сводится к лентам и полосам, выполненным красно-коричневой краской по черному ангобу. Несколько образцов иной по колористике и характеру орнамента расписной керамики были обнаружены в поселениях, относящихся к Лянчжу. Они украшены орнаментом из переплетающихся полос, дополненных широкими или тонкими кольцами, выполненным красками коричневато-красного и золотисто-желтого цветов. Этот вариант росписей демонстрирует столь заметное сходство с росписями на керамике Даси, что напрашивается вопрос о его заимствовании из южного орнаментально-графического искусства.

В восточном регионе расписная керамика изготовлялась преимущественно в гончарном деле Давэнькоу и Цинляньган, отличаясь при этом насыщенностью цветовой гаммы и тематическим разнообразием росписей. В целом использовались краски пяти цветов и оттенков: белая, черная, ярко-красная, красно-коричневая и светло-желтая. Преобладает геометрический орнамент, но в различных его вариантах. Для керамики Давэнькоу характерны композиции, составленные из зигзагообразных полос и мелкой «сетки», треугольников, ромбов, волнистых линий или S-образных спиралей. Орнамент может быть нанесен либо на верхнюю часть тулова, либо на всю его поверхность. Для расписной керамики Цинляньган типичен орнамент, образованный сочетаниями точек, дуг, полос, треугольников, квадратов, шевронов из S-образных спиралей и фигур в виде восьмиконечных звезд. Кроме геометрического орнамента, есть и росписи с растительными и зооморфно-фантазийными мотивами, выполненные в специфической условно-декоративной манере. Это — композиции, состоящие из криволинейных треугольников, точек, отрезков тонких прямых и кривых линий, в которых усматривают либо стилизованные изображения цветов и насекомых (узор «крылья бабочек»), либо фигуры увенчанных рогами фантастических существ, образующие подобие сюжетных сцен.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Орнамент расписной керамики   © ArtofEast.ru All rights reserved.