История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Орнаментально-графическое китайское искусство

25.12.2011 г.

В свете последующей истории китайского искусства особое значение приобретает и сочетание в одном изображении пластики и росписи. Этот художественный прием впоследствии будет широко использоваться в различных видах китайского изобразительного искусства, в том числе при художественном оформлении буддийских храмов — роспись изваяний и их объединение со стенописными картинами. Закономерно задаться вопросом: случайным ли совпадением является тот факт, что важнейший центр формирования китайско-буддийского культового искусства с сочетанием живописи и пластики возник как раз в северозападном регионе Китая?

Итак, есть все основания утверждать, что яншаоское орнаментально-графическое искусство уже было способно создавать росписи, приближающиеся по своей композиционной сложности и содержательной глубине к подлинно живописным произведениям. Более того, по единодушному мнению исследователей, не только изображения человека, животных или растительные мотивы, но и отдельные элементы геометрического орнамента, а также схемы их расположения имели в яншаоских росписях по керамике определенный смысл. Например, треугольные формы чаще всего истолковываются, исходя из опыта мировой архаической образности, в качестве ктеических символов, связанных с культом плодородия и обожествленным женским началом. Крестообразные композиции считаются солярными символами, волнистые полосы возводятся к изображению речного потока, а спиралевидные узоры — к молнии. Такая семантическая насыщенность позволяет сравнивать керамические росписи со священными текстами, посредством которых обитатели неолитического Китая воспевали окружающий их мир и поклонялись высшим силам.

Но, достигнув подобных художественных высот в Западном Яншао, традиция орнаментально-графического искусства внешне внезапно прекратила свое существование. И в регионе среднего течения Хуанхэ, и в северо-западных районах установилось господство монохромной керамики. Очевидно, что само по себе распространение в этих регионах монохромной керамики было прямым следствием утверждения там культуры Луншань. Но почему местные мастера с такой легкостью отказались от накопленного предшествующими поколениями художественного опыта? Почему так быстро прежние категории и формы сосудов сменились новыми и совершенно несвойственными яншаоскому гончарному делу? Случайным отголоском былого расцвета местного орнаментально-графического искусства выглядит изображение человеческой фигурки, процарапанное на одном из сосудов, обнаруженных для хэнаньского варианта Луншань. Вопросы, касающиеся исчезновения яншаоской расписной керамики, распространяются и на последующую историю китайского искусства. Как и почему смогли остаться в силе те художественные и оформительские принципы, которые сложились в предметно-творческой деятельности Яншао? Является ли простым совпадением тот факт, что по прошествии еще почти двух тысячелетий расписная керамика вновь заявит о себе, и одним из главных центров ее производства будет как раз регион среднего течения Хуанхэ? Неужели китайские художественные традиции изначально обладали столь мощным потенциалом, что могли сохраняться на протяжении многих столетий даже в том случае, если они оставались вне живой творческой активности?

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Орнаментально-графическое китайское искусство   © ArtofEast.ru All rights reserved.