История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Орнаментально-пластические способы

25.12.2011 г.

Яншаоская монохромная керамика тоже имеет самое непосредственное отношение к истории развития всего китайского искусства. Для ее художественного оформления в неолитическом гончарном деле использовались в общей сложности пять способов: резной, прорезной, штампованный, вдавленный и налепной орнамент.

Резной орнамент — прорези, сделанные на поверхности сосуда тупым или острым концом инструмента. Непосредственно в гончарном деле Яншао этот способ реализовывался только в двух типах узоров — в виде широкой горизонтальной линии и «струнного узора», образованного единичной или несколькими тонкими горизонтальными линиями. Чаще всего так украшалась верхняя часть тулова мисок и тарелок.

Прорезной орнамент — сквозные отверстия различной конфигурации — относится к числу специфических орнаментальных способов гончарного дела юго-восточных и восточных культур.

Штампованный орнамент — орнамент, получаемый путем оттиска предметов-штампов, в качестве которых могли использоваться веревка, любые плетеные и тканые изделия (корзинка, циновка, рыболовная сеть, холст) или дары природы (косточки плодов, листья, злаки). Для нанесения оттисков употреблялись и специальные приспособления, например заостренные клинья. В результате получались узоры, имеющие простейшие геометрические формы. В гончарном деле Яншао наибольшее распространение получили веревочные оттиски, сделанные как тонкой, так и грубой веревкой, которые чаще всего покрывают большую часть или всю поверхность сосуда в виде вертикальных, горизонтальных, диагональных либо переплетенных друг с другом линий.

Вдавленный орнамент — своего рода негативный рельеф, который тоже может быть получен путем нанесения оттисков. Поэтому он нередко объединяется со штампованным орнаментом в общий способ. Его простейшей разновидностью является «ногтевой узор», т. е. углубления, проделанные ногтем мастера. Этот узор применялся практически во всех региональных гончарных центрах и на протяжении большей части истории неолитической эпохи.

Налепной орнамент включает в себя налепы-выступы различной конфигурации, выпуклые полосы и рельефные фигуративные изображения, которые уже правомерно рассматривать в качестве образцов пластического искусства. Своего наибольшего разнообразия налепы и выпуклые полосы достигли тоже в гончарном деле юго-восточных и восточных культур. В яншаоской керамике исполнялись налепы в виде простейших геометрических фигур (круглые, овальные, треугольные и прямоугольные), которые обычно располагаются по верхней или средней части тулова, и несколько вариантов выпуклых полос — гладкие, плоские, круглые, волнистые, зубчатые, «кольцевые», которые могут украшать собой как верхнюю часть тулова сосуда, так и всю его поверхность.

Перечисленные орнаментально-пластические способы предвосхищают все главные виды рельефного орнамента, употребляемые в развитом керамическом производстве. Резной орнамент есть предшественник гравировки, штампованный — перфорации, налепной — собственно рельефа. Следовательно, яншаоским оформительским искусством был освоен весь базовый — для последующего керамического производства и декоративно-прикладного искусства в целом — репертуар художественных средств.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Орнаментально-пластические способы   © ArtofEast.ru All rights reserved.