История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Орнаментальные элементы керамики культуры Хэмуду

26.12.2011 г.

В орнаментально-графическом искусстве культуры Цюйцзялин тоже прослеживается несколько диахронных и региональных стилей. Так, для ее ранней керамики характерен геометрический орнамент, составленный из треугольников, ромбовидной сетки, шевронов и «плетенки». В поселениях, расположенных в восточной части ареала Цюйцзялин (на востоке провинции Хубэй), изготовливались преимущественно изделия, расписанные узорами из широких и узких лент, круглых пятен, квадратов, ромбов и квадратной «сетки». В целом орнаментально-графическое искусство южных культур оперировало тем же самым, что и яншаоское, набором элементов геометрического орнамента, однако оно выработало собственные принципы их исполнения.

В гончарном деле последней южной общности — Шицзяхэ — местные художественные традиции якобы себя исчерпали. Репертуар категорий и форм изделий резко сократился. Из столовой утвари остались стаканы-бэй и миски-пэнь, которые по-прежнему снабжались, как правило, ножкой, из хозяйственной — горшки-гуань, из кухонной — треножники-дгш. Формы сосудов максимально упростились и приобрели стандартный характер: на всем протяжении Шицзяхэ, т. е. в течение пяти столетий, они исполнялись без каких-либо заметных внешних изменений. Декор изделий теперь стал сводиться исключительно к штампованному орнаменту, исполнявшемуся, правда, в нескольких вариантах. Однако, как и в случае с яншаоской расписной керамикой, стилистические особенности южного оформительского искусства, в том виде, в каком они сложились в предметно-творческой деятельности культур Даси и Цюйцзялин, не были полностью утрачены. Пройдут века, и они вновь активно проявят себя в декоративно-прикладном искусстве данного региона Китая.

Главной отличительной приметой керамики юго-восточных и восточных культур справедливо считать тенденцию к расширению репертуара категорий изделий и к усложнению их архитектонической композиции, которая на этот раз сохранялась почти на всем протяжении их существования. Уже в керамике юго-восточной очаговой культуры — Хэмуду — присутствует большинство из известных нам по керамике Яншао категорий столовой, хозяйственной и кухонной утвари. И каждая из них имеет специфические по сравнению с их яншаоскими аналогами формы. Так, чашки-бо оказываются нередко снабженными ручками — боковой в виде полукольца, двумя или четырьмя горизонтальными плоскими ручками-«ушками». Стаканы-бэй то приобретают рюмкообразную форму — с широкой чашей и низкой колоколоподобной ножкой, то превращаются в сосуды с высоким, почти цилиндрическим туловом, переходящим внизу в расширяющуюся ножку. Даже для кухонной посуды — котлов-фу — здесь насчитывается более 10 типов и подтипов: с кувшинообразным туловом, снабженным округлым донышком и выпуклыми гранями; с овальным глубоким и остродонным туловом; с шарообразным или чашеобразным туловом; с туловом грушевидной конфигурации и т. д. Многие котлы тоже снабжены ручками — полу кольцевыми, горизонтальными, вертикальными, которые, будучи сугубо функциональными деталями сосудов, тем не менее органически вписываются в их архитектоническую композицию и несут определенную эстетическую нагрузку. Сказанное отнюдь не преувеличение, ибо в гончарном деле Хэмуду — подобно керамике южных очаговых культур и в противовес керамике Яншао — эта категория посуды подлежала художественному оформлению. Котлы могли украшаться как штампованным (чаще всего оттиски веревки), так и резным и рельефным орнаментом, например «сеткой», образованной по разному ориентированными линиями, или узорами из кружков, волнистых линий, либо фигур, похожих на цветочные лепестки, или лепным узором типа «зубчатки». Специфическим орнаментальным элементом керамики Хэмуду является «юбочка» — пластинка, идущая по плечикам тулова и тоже нередко украшенная тем или иным видом рельефного орнамента. Еще несколько котлов имеют звездовидные (6- и 18-угольные) и отдельно орнаментированные устья. Такой художественно-архитектонический прием применялся в гончарном деле Хэмуду и при изготовлении блюд-пань, которые также демонстрируют заметно большее разнообразие форм, чем яншаоские блюда.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Орнаментальные элементы керамики культуры Хэмуду   © ArtofEast.ru All rights reserved.