История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Применение прорезного и выпуклого орнаментов

26.12.2011 г.

И все же высшей эстетической выразительности местные мастера добивались за счет применения резного и выпуклого орнаментов. Посредством резного способа исполнялись не только прямые линии, но и элементы самых разных конфигураций — точки, острые углы, «сетка». В керамике Лянчжу мы видим уже сосуды, украшенные целыми композициями, состоящими из нескольких геометрических фигур, линий и косых лент. Отдельного упоминания заслуживают фрагменты керамических изделий Хэмуду, на внешней поверхности которых тонкими резными линиями — фактически в технике гравировки — выполнены какие-то изображения, отдаленно напоминающие сноп или пучок расходящихся в разные стороны листьев или перьев. Однако такой оформительский способ нигде более в юго-восточных или восточных культурах не употреблялся.

Кроме резного, местными мастерами чрезвычайно широко применялся и прорезной орнамент, т. е. сквозные отверстия. Этот оформительский способ возник, возможно, в гончарном деле Хэмуду и постепенно распространился на восток. Об этом свидетельствуют хронологические характеристики соответствующих изделий. В северной части провинции Цзянсу сосуды с прорезным орнаментом появляются приблизительно в середине IV тыс. до н. э., в Шань-дун — в первой трети III тыс. Активнее всего этот способ применялся для украшения ножек кубков и стаканов. Исполнялись отверстия любых конфигураций — круги, овалы, ромбы, криволинейные треугольники, восьмиугольные звезды, которые либо располагались по линии, либо образовывали узоры, распространявшиеся на всю поверхность ножки.

Выпуклые налепы включают в себя как полосы и простейшие геометрические фигуры, знакомые нам по керамике Яншао, так и выступы более сложной конфигурации — в форме полукольца, короткого «гребня», клювоподобные и сосковидные «бугорки», которые тоже располагаются, как правило, группами, образуя особый тип узоров. А налепы-полосы обогатились гребневидными лентами и лентами, имитирующими веревочное плетение, которые нередко завершают собой пластины «юбочки». В виде плетения могли оформляться и боковые ручки изделий. В гончарном  деле верхних слоев юго-восточных (особенно в Лянчжу) и восточных культур в технике налепного орнамента нередко исполнялись целые орнаментальные композиции.

Специфическим местным орнаментальным способом является «бамбуковый орнамент» (или — орнамент «коленца бамбука»), состоящий из выпуклых граней. Он тоже зародился, скорее всего, в керамике Хэмуду и в скором времени занял одно из ведущих мест в оформительском искусстве обоих регионов.

Перечисленные орнаментальные способы — еще одна характерная примета юго-восточной и восточной керамики — нередко сочетались в одном изделии, согласуясь при этом с архитектонической композицией. Показательно, что наибольшая насыщенность декора была присуща именно сосудам с максимально усложненными формами — тем же кубкам-доу, «кубко-стаканам» и «трехногим кубкам», декор которых обычно включает в себя и «струнный узор», и «коленца бамбука», и прорезной орнамент, состоящий из отверстий различных конфигураций.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Применение прорезного и выпуклого орнаментов   © ArtofEast.ru All rights reserved.