История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Растительные и зооморфные рисунки в мяодигоуских росписях

25.12.2011 г.

Росписи керамики МяоудигоуПараллельно в мяодигоуских росписях на первый план вышли растительные и зооморфные мотивы. В них настойчиво воспроизводится специфический вариант растительного орнамента, состоящий из стилизованных рисунков цветов, обычно отождествляемых с хризантемами, лилиями и розами. И этот орнаментальный вариант тоже постепенно преобразовывался в абстрактно-геометрические комбинации.

Зооморфные изображения представлены профильными рисунками птиц, выполненными в абстрактно-стилизованной манере. Тем не менее в них угадываются рисунки определенного класса пернатых — с пышным оперением, которые выступают отдаленными морфологическими подобиями изображений феникса. В дальнейшем они в очередной раз трансформировались в элементы геометрического орнамента, причем нередко сочетаясь в нем с фигурами, производными от растительных мотивов. Так возник наиболее типичный для мяодигоуских росписей вид орнамента, образованный треугольниками, дугами и точками, которые могут быть дополнены и другими элементами — вертикальными полосами с «сеткой», ромбами, вписанными в круг. Примечательна тенденция к сочетанию растительных и «птичьих» мотивов. Ведь такое сочетание в самых разных его вариациях затем будет не только широко использоваться в декоративно-прикладном искусстве, но и станет содержательной основой знаменитого живописного жанра «цветы и птицы». В новейших исследованиях высказывается также точка зрения, что данный вид мяодигоуского орнамента состоит не из фигур, производных от рисунков цветов и птиц, а из абстрактно-стилизованных изображений человеческого лица или личины фантастического существа, отмеченных, кроме того, огромными округлыми глазами. При всей спорности приведенной трактовки нельзя отрицать, что мяодигоуским росписям действительно присуща определенная смысловая полифония, и создание такой полифонии правомерно рассматривать в качестве еще одного художественного достижения местного орнаментально-графического искусства.

Собственно антропоморфные изображения встречаются на мяодигоуской керамике очень редко. Все известные на сегодня образцы выполнены исключительно на погребальных урнах, которые к тому же были найдены (1989) только в одном месте — в комплексе Хуншанъмяо, находящемся в центральной части провинции Хэнань и относящемся к началу Мяодигоу. Не исключено, что он восходит к центрально-яншаоской очаговой культуре Пэйлиган. Всего было обнаружено 136 урн, некоторые из них были украшены фигуративными налепами и графическими композициями. Все графические композиции имеют фризовое расположение. Они выполнены в виде полосы, проходящей вдоль верхней части тулова сосуда, что уже само по себе отличает их от стандартных для мяодигоуских росписей орнаментальных схем. И каждая из них уникальна по тематике. На одной урне выполнен узор из повторяющихся парных фигур, которые составляют S-образные комбинации, производящие впечатление предельно стилизованных изображений растений (ростков или веток с бутонами) или змеевидных существ. Еще на нескольких урнах воспроизведены композиции, сопоставимые с полноценными сюжетными сценами. В двух случаях они составлены из рисунков животных и птиц, но выполненных в настолько условно-примитивной или стилизованной манере, что характер персонажей почти невозможно точно определить. Еще на одной урне в композицию включена фигура человека, дополненная как рисунками животных, так и геометрическими фигурами, например круг с точкой посередине — возможно, изображение солнца. Данная позиция считается воспроизведением сцены охоты или некоего ритуального действа. Фигура человека дана в профиль и в стоячей позе. Из деталей его внешности наиболее проработанными на этот раз оказываются руки — согнутые в локтях, непропорционально длинные, по сравнению с естественным анатомическим строением человеческого тела, и с пятью растопыренными пальцами, тогда как голова и тело переданы только контурно. Условность исполнения рисунка не препятствует его динамичности. Напротив, человек показан в стремительном движении, как будто бегущим, что придает дополнительную живость и всей композиции. Не нужно, думается, специально доказывать, насколько отличаются трактовки человека в этих росписях от баньпоских «личин».

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Растительные и зооморфные рисунки в мяодигоуских росписях   © ArtofEast.ru All rights reserved.