История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Ритуально-погребальный инвентарь

24.12.2011 г.

Керамика ритуально-погребального предназначения представлена в Яншао исключительно погребальными изделиями. При этом они мало чем отличаются от бытовой утвари. В погребальный инвентарь включались либо предметы повседневного использования, либо же их аналоги, но имеющие более богатое или специфическое художественное оформление. Отсутствие четких различий между повседневной и культовой утварью объясняется, возможно, аморфностью погребальной обрядности. В центрально-яншаоских культурах, впрочем, равно как и в других регионах неолитического Китая, практиковались различные типы захоронений: единичные, групповые (чаще всего парные) и коллективные (до 50-80 человек). Коллективные погребения могут различаться по тендерному и возрастному принципу, но могут быть и смешанными. Не исключено, что некоторые из них носили вторичный характер15. В групповых и коллективных погребениях обычно присутствуют несколько керамических изделий, составляющих как бы коллективную собственность. Среди единичных погребений тоже есть мужские, женские и детские. Особый интерес у специалистов в свое время вызвали три баньпоских захоронения девушек и девочек, одно из которых отличалось исключительным, по сравнению с другими местными погребениями, богатством инвентаря: 6 керамических сосудов и 758 каменных бусин. Данное погребение было воспринято в качестве одного из важнейших доказательств матриархального устройства центрально-яншаоского общества. Однако впоследствии были обнаружены единичные и тоже весьма богатые захоронения мальчиков. Поэтому в настоящее время в научной литературе преобладает точка зрения, что на основании центрально-яншаоской погребальной обрядности невозможно реконструировать социальную организацию и экономический уклад местных общностей.

Самым специфическим погребальным обычаем центрально-яншаоских культур является захоронение детей в специальных сосудах (урнах) — вэнгуанъ и вагуанъ, которые представляют собой горшкоподобные изделия, снабженные крышками-гай, и являются, по сути, единственными собственно погребальными категориями16.

В западно-яншаоских общностях погребальная обрядность становится несколько более упорядоченной. Хотя и здесь наличествуют несколько различных типов захоронений, в том числе «на корточках». Соответственно и местная погребальная керамика приобретает более отчетливые специфические черты, проявляющиеся в первую очередь в ее художественном оформлении. Кроме того, в нескольких ганьсуских захоронениях присутствуют сосуды совершенно новой категории — бокалы-чжун. Это — крохотные изделия (высотой в 3-3,5 см), которые помещались в погребальный инвентарь в наборах из нескольких штук. Так, в одной из могил были найдены 9 чжун, аккуратно уложенные в небольшое блюдо.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Ритуально-погребальный инвентарь   © ArtofEast.ru All rights reserved.