История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Роль ножек подставок в гончарном деле

26.12.2011 г.

В наиболее отчетливом виде тенденция к усложнению архитектонической композиции изделий проявляется на материале кубков-доу, считающихся одним из наиболее ярких творений всего юго-восточного гончарного дела. Обладая определенным сходством с южными (дасискими) доу (их архитектоническим инвариантом тоже выступает сосуд, состоящий из чашеподобного тулова и ножки), юго-восточные кубки характеризуются еще большим, чем они, внешним разнообразием. Нередки случаи, когда на территории только одного поселения присутствуют более десятка типов и подтипов кубков, различающихся по конфигурации и тулова, и ножек. Так, в гончарном деле Сунцзэ исполнялись кубки, имеющие то мелкое тулово с прямым или слегка суженным устьем, то дугообразное тулово со скошенным или широким устьем, то тулово с перегнутым в нескольких точках профилем и т. д. Их ножки могут быть и высокими, и приземистыми, и с плавно расходящимися книзу контурными линиями, и изогнутого профиля. Архитектоническая полифония доу усиливается в керамике Мацзябан и достигает своего апогея в гончарном деле Лянчжу.

Вариативность и усложненность форм сосудов присуща и многим другим категориям юго-восточной керамики. Так, МИСКИ-ПЭНЬ (начиная с гончарного дела Хэмуду) обычно снабжаются ножками-подставками и постепенно (в Сунцзэ) приобретают «доу-подобный» вид, являя собой сосуды на ножке-подставке, с широким устьем и отогнутым венчиком. А в Лянчжу уже стандартно производились несколько вариантов мисок: «доу-видные», на невысокой цилиндрической ножке-подставке и на двух ножках-подставках. Они могли быть снабжены четырьмя небольшими ручками-ушками, прикрепленными к краю устья. Тарелки-линь также постепенно приобрели «доу-видную» форму и стали отличаться от собственно кубков лишь в отдельных деталях и по размеру (диаметр чаши до 22,6 см).

И даже такие относительно простые на первый взгляд и устойчивые по формам категории сосудов, как кувшины-ху и тошки-гуань, тоже постоянно приобретают новые варианты, отмеченные либо усложнением их силуэтных линий, либо введением вспомогательных деталей.

Сходная картина наблюдается и в гончарном деле восточного региона. Уже керамика Давэнькоу отличается удивительным богатством репертуара изделий и стремлением к усложнению их форм. Почти все категории сосудов снабжены дополнительными элементами — ручками, ножками. Кроме того, есть немало изделий своего рода экспериментальных форм, которые обладают предельно сложной конструкцией. Таковым выглядит, например, сосуд, определяемый как стакан-бэй: он имеет тулово изогнутого профиля, дополненное боковой кольцевой ручкой и крышкой в форме как бы перевернутого кубка.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Роль ножек подставок в гончарном деле   © ArtofEast.ru All rights reserved.