История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Сходство юго-восточной и восточной керамики с южной

26.12.2011 г.

В рамках шаньдунского варианта Луншань восточная керамика, подобно керамике южных культур Цюйцзялин и Шицзяхэ, вступила в стадию стандартизации. Сосуды, несмотря на упомянутые ранее конструктивные и архитектонические новации, стали приобретать все более унифицированные и строгие формы. Их силуэтные линии в целом упростились. Декор стал сводиться к штампованному геометрическому орнаменту. Именно в таком виде луншаньская керамика начала распространяться в другие регионы неолитического Китая. Однако в каждом из них ее приход провоцировал возникновение новых вариантов форм изделий, в которых сочетались ее собственные и локальные черты.

Итак, керамика юго-восточных и восточных культур демонстрирует столь значительное число совпадений, что ее правомерно рассматривать в качестве единой гончарно-художественной традиции. Хотя чем обусловлена такая общность гончарного дела обоих регионов — исходным ли родством местных культур или же их последующим взаимодействием — остается неясным. Одновременно налицо, с одной стороны, сходство юго-восточной и восточной керамики с южной, а с другой — ее принципиальные отличия  от керамики Яншао. Суммируя сказанное ранее, приходим к выводу, что предметно-творческая деятельность обитателей региона Хуанхэ, во-первых, характеризуется художественным консерватизмом, непосредственным результатом которого как раз и является тенденция к стандартизации и типизации изделий. Во-вторых, преобладание расписной керамики над монохромной и общая лаконичность архитектонической композиции изделий указывают на то, что носители яншаоских культур стремились выражать свое мировосприятие в графических образах. Предметно-творческой деятельности обитателей южного, юго-восточного и восточного регионов была свойственна, напротив, художественная инновационность, которая выражается в постоянном стремлении местных мастеров к изобретению новых категорий, конструктивных вариантов и форм и к созданию уникальных по композиции и художественному оформлению изделий. Кроме того, тенденция к усложнению архитектоники сосудов совместно с приоритетным использованием рельефных видов орнамента свидетельствует о наличии у носителей данных культур развитого пространственного воображения.

Керамика северо-восточного региона по всем показателям решительно отличается как от яншаоской, так и от керамики трех остальных регионов. Во всех местных культурах господствующее положение занимали сосуды, выполненные из грубого, с высоким содержанием песка керамического теста, которое дает толстостенный и пористый черепок серого цвета. Постепенно качество изделий, правда, несколько улучшилось: с конца Синлунва тесто становится все более очищенным, температура обжига повышается (до 600-950С в Хуншань). Наряду с серой керамикой изготавливались также изделия с красноватым черепком, из лучших по природному составу глин. Но они встречаются редко (за исключением собственно Хуншань) и только среди погребального инвентаря. Вплоть до конца Чжаобаогоу основная масса сосудов лепилась вручную. Когда на северо-востоке появился поворотный круг и насколько широко он использовался — неизвестно. Неясным до конца остается и вопрос о существовании там гончарного круга. Сказанное позволяет утверждать, что северо-восточное гончарное дело оставалось в целом на значительно более примитивном технологическом уровне, чем в других регионах.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Категории, формы и способы художественного оформле arrow Сходство юго-восточной и восточной керамики с южной   © ArtofEast.ru All rights reserved.